Архив
Поиск
Press digest
15 ноября 2019 г.
12 марта 2007 г.

Майкл Кипли | The New York Times

Скоро на экранах: обиженная Земля мстит

Устав от оскорблений, наносимых человечеством, Земля разозлилась. Более того, планета намерена взять реванш.

Нечто подобное будет показано в фильме М. Найта Шьямалана "Случай", который выйдет на экраны в будущем году и права на который на прошлой неделе приобрела студия 20th Century Fox. В фильме будет изображено, что планета начинает вести себя, как мститель Трэвис Бикл из "Таксиста".

"Случай" - не единственный крупнобюджетный фильм, в котором появятся подобные ужасы, где подлинной жертвой становится природа, а врагами, каким бы ни был сюжет в каждом конкретном случае, - все мы. Нынешним летом и в последующие несколько месяцев тема окружающей среды будет фигурировать в таких непохожих фильмах, как "Симпсоны в кино", "Трансформеры", ремейк "Существа из Черной лагуны" и "Аватар" Джеймса Кэмерона.

Отказ от старых голливудских злодеев (наркобаронов, инопланетян, северокорейских диктаторов и даже средств массовой информации) в пользу природной катастрофы - рискованный шаг для студий, которые готовы пугать зрителя, но только до тех пор, пока он получает удовольствие. Однако они могут оказаться более утонченным развлечением или даже вызвать эффект наподобие того, который произвела на отношение к атомной энергетике в 1979 году картина "Китайский синдром" с Джейн Фондой и Майклом Дугласом.

То, что в киноиндустрию проникает обеспокоенность экологией, неудивительно. Не так давно Эл Гор со своими соратниками получил премию "Оскар" (и значительные кассовые сборы) за документальный фильм "Неудобная правда" о глобальном потеплении, а дебаты по этому вопросу заставили многих пересмотреть свои взгляды.

"Все вокруг задумываются об этом. Конечно же, это проникает и в популярное кино", - говорит об экологических мотивах Роберто Орчи, написавший в соавторстве с Алексом Курцманом сценарий для боевика "Трансформеры".

По сюжету "Трансформеров" (выход фильма студий DreamWorks и Paramount Pictures запланирован на 4 июля), боевой робот сбегает с планеты, разоренной гражданской войной, на Землю, где находит такое же разрушение. По словам Орчи, во многих проектах, которые находятся в работе, чудовище появляется из-за экологических проблем.

Причины этих проблем довольно обычны для Голливуда: виновником чаще всего оказывается крупная корпорация, жадность которой приводит к жутким последствиям. В ремейке "Существа из Черной лагуны", который запланирован студией Universal Pictures на этот год, смертоносный человек-рыба появляется в Амазонке из-за преступных действий фармацевтической фирмы. "Это рассказ об эксплуатации джунглей для получения доходов", - объясняет Гэри Росс, автор сценария и продюсер фильма, в прошлом участвовавший в создании фильма "Фаворит".

В той или иной форме корпоративные руководители, хищнически грабящие природу, появлялись во многих фильма. В драме 1983 года "Силквуд" с Мерил Стрип поднималась тема людей, пострадавших от переработки плутония. В фильме 2000 года "Эрин Брокович" с Джулией Робертс сюжет разворачивается вокруг загрязнения, вызванного электростанцией. В триллере "Огонь из преисподней" 1997 года Стивен Сигал в роли весьма необычного с виду эколога задает взбучку тем, кто выбрасывает токсичные отходы.

Из недавних фильмов можно назвать "Дитя человеческое": по сюжету люди в будущем оказываются неспособны рожать детей. В выходящем скоро фильме "28 недель спустя" фигурирует вирус, который невозможно остановить. В этих двух фильмах создают угрюмую картину будущего, которая заставляет вспомнить "Водный мир" и "Безумного Макса".

Но в некоторых картинах новой волны зло показано менее прямолинейно. Самый смелый в этом отношении фильм - "Аватар", также от студии Fox, который обещает стать первым студийным фильмом Кэмерона после "Титаника" (он вышел почти 10 лет назад). В этом научно-фантастическом триллере показано время, когда человечество исчерпало свои ресурсы и начало грабить другие планеты, чтобы выжить. Население одного подобного мира оказывает землянам сопротивление: один из людей решает помочь угнетенным и переходит на их сторону. Производство "Аватара", выход которого запланирован на 2009 год, как ожидается, обойдется в 200 млн долларов.

Джон Ландау, продюсер фильма, сознает, что наша общая ответственность за злодейства - тема непростая (понравится ли зрителям то, что в роли чудовища выступает человечество?), однако он считает этот ход вполне естественным. "Хорошая научная фантастика - это метафора сегодняшнего мира", - говорит он.

В то же время Ландау подчеркивает, что Кэмерон всегда старался поставить социальные вопросы на второе место, а на первом должно оставаться развлечение. "Люди, которые видят суть, смогут понять важное послание", и это станет чем-то вроде дополнительной награды, говорит он.

(Подобная хитрость успешно сработала в триллере Роланда Эммериха "Послезавтра", который вышел в 2004 году и вызвал неоднозначную реакцию из-за затронутой в нем темы климатических изменений. Тем не менее, для Fox фильм оказался выгодным).

Экологическая тема занимает важное место в мировом кинематографе. Например, в анимационном фильме японского режиссера Хаяо Миядзаки "Сказания Земноморья" герои пытаются спасти мир, баланс в котором оказался под угрозой. Прошлым летом этот мультфильм оказался главным хитом в Японии, однако в Соединенных Штатах он пока не вышел.

Учитывая слабую реакцию публики на недавние серьезные фильмы, такие как "Сириана", "Рейс-93" и "Кровавый бриллиант", производители фильмов беспокоятся, как бы их популярные развлекательные фильмы не обвинили в зауми. Шьямалан несколько недель ждал чьего-либо предложения о покупке его нового проекта, прежде чем его согласилась купить Fox. Кроме того, сделка была заключена лишь после того, как Шьямалан переработал сценарий, сделав его более похожим на свои знаменитые триллеры "Шестое чувство" и "Знаки". (Не способствовали быстрому появлению контракта и малые кассовые сборы вышедшей в прошлом году "Девушки из воды"). Шьямалан также изменил рабочее название, "Парниковый эффект", с которым фильм слишком походил бы на пропаганду.

Представитель Шьямалана сообщил, что режиссер с продюсером пока предпочитают не обсуждать свой готовящийся фильм.

Если Кэмерон и Шьямалан добьются успеха, благодаря им голливудские сценаристы смогут перестать бояться, что все отличные злодеи уже где-то были. Ведь даже растения-убийцы уже давно фигурировали в "Магазинчике ужасов", а теперь вновь появляются в запланированном студией DreamWorks фильме о джунглях-убийцах "Руины" по роману Скотта Смита.

"Хорошие злодеи - всегда сложные персонажи, но фильмы боятся" показывать таких злодеев, говорит Люси Стилл, долгое время представлявшая в агентстве Paradigm писателей и работников кино. Стилл говорит, что она была бы рада, если бы создатели фильмов отошли от традиции, когда вина возлагается на отдельного преступника или группу - будь то большой бизнес, полиция и некое ближневосточное государство.

Возможно, ее желание исполнится, если и правда хороший и плохой парень увидят друг друга в зеркале, а на кону в это время окажется планета Земля.

Даже в фильме студии Fox "Симпсоны в кино", запланированном на 27 июля, сценарий которого тщательно скрывается, как говорят, Гомер Симпсон, любимый голливудский тупица-обыватель, поставит родной Спрингфилд под угрозу экологической катастрофы. "Судьба мира висит на волоске", - предупреждает трейлер к фильму.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2019 InoPressa.ru