Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
13 апреля 2001 г.

Джон Тальяблю | The New York Times

После трехлетнего расследования экстрадированного россиянина неожиданно освободили под залог

Когда в прошлый уикэнд Павел Бородин наконец-то прекратил свою борьбу в нью-йоркском суде и согласился предстать перед швейцарским правосудием, он, вероятно, вовсе не рассчитывал, что ведущееся против него три года расследование будет прекращено так быстро.

Однако вчера дело 54-летнего россиянина развалилось после того, как швейцарские судьи поняли, что без сотрудничества с Россией практически невозможно доказать, что Бородин положил себе в карман миллионы долларов в качестве взяток от швейцарских компаний, занимавшихся реконструкцией Кремля.

На вчерашних слушаниях коллегия в составе трех судей приняла решение освободить Бородина под залог в размере 2,9 млн. долларов, который Россия немедленно заплатила, расчистив ему дорогу для возвращения на родину.

Хотя следователи еще могут продолжить рассмотрение этого дела и даже довести его до суда, вчерашнее решение, несомненно, стало для них поражением из-за отказа суда принять их доказательства. По заявлению главы судейской коллегии, у следствия нет доказательств причастности Бородина к преступной организации. Главный судья Мартина Айер указала также, что длительный характер расследования, маловероятность совершения Бородиным подобных деяний в будущем и отсутствие у него судимости в прошлом являются причинами мягкого решения суда, а крупный залог вызван лишь опасениями, что Бородин может скрыться от правосудия.

Прекратив борьбу против своей экстрадиции в США, Бородин только в субботу прилетел в Швейцарию из Нью-Йорка, где он был арестован 17 января, когда следовал на инаугурацию президента Буша. Американские правоохранительные органы явно действовали по наводке из Москвы, сообщившей, что Бородин, выдачи которого уже несколько месяцев требовала Швейцария, находится на самолете, следующем в Нью-Йорк.

В то время это породило слухи о том, что, быть может, человек, который при президенте Борисе Ельцине возглавлял управление делами Кремля и по-прежнему близок к президенту Владимиру Путину, вышел из фавора.

Однако сейчас Бородин явно пользуется серьезной поддержкой со стороны России. Один из его адвокатов Ральф Изенеггер заявил агентству "Франс-пресс", что МИД России внес за Бородина залог путем банковского перевода всего через несколько часов после принятия судом решения о его освобождении.

Вчера утром Бородин появился в зале суда и выполнил все необходимые процедуры, но никаких заявлений не делал. Один из его российских адвокатов сообщил, что его подзащитный, вероятно, может вернуться в Россию в пятницу или субботу.

В ходе слушаний во вторник генеральный прокурор Женевы Бернар Бертосса вновь выдвинул против Бородина обвинения в отмывании денег и участии в преступной организации. Главный следователь по этому делу Даниэль Дево смог - в основном, благодаря швейцарским банковским документам - проследить перевод "комиссионных" в размере 25,6 млн. долларов из Кремля через швейцарские счета, принадлежащие Бородину.

Однако вчера судья Айер зачитала заявление, в котором говорится, что факт незаконного характера комиссионных, в получении которых обвиняют Бородина, обязательно должен быть установлен во взаимодействии с российскими правоохранительными органами. В качестве слегка завуалированной критики в адрес Москвы она подчеркнула, что без помощи российских властей установление этих фактов натолкнется на непреодолимые препятствия.

Вчерашнее решение суда было особенно неприятным для Бертоссы - 59-летнего прокурора, который известен, как решительный сторонник принятия в Швейцарии законов о борьбе с отмыванием денег и коррупцией. Если Бертосса не сможет довести дело Бородина до суда, или если там его оправдают, это будет вторым его серьезным поражением за последние годы в борьбе с россиянами, которым в Швейцарии было предъявлено обвинение в коррупции. В 1996 году известный главарь российской преступности Сергей Михайлов, обосновавшийся в Женеве, был оправдан из-за отсутствия доказательств и вернулся в Россию.

Пытаясь сохранить лицо после вчерашнего решения суда, Бертосса назвал его проявлением здравого смысла, которое позволит продолжить расследование и, если Бородин пожелает, объяснить перевод средств, в котором его обвиняют.

Однако главный женевский адвокат Бородина Доминик Понсе с ним не согласен. Отвечая на вопрос, считает ли он, что дело Бородина может когда-нибудь завершиться судебным процессом, он ответил: "Никогда. Против него ничего нет."

Следствие по делу Бородина началось в 1998 году, когда, основываясь на сведениях, полученных от одного информатора, бывший федеральный прокурор Швейцарии Карла дель Понте начала расследование в отношении двух швейцарских компаний - "Мерката", возглавляемой Виктором Столповских (он был близок к бывшему российскому премьеру Виктору Черномырдину), и строительной компании "Мабетекс", возглавляемой косовским албанцем Беджетом Паколли.

Дель Понте, которая сейчас работает в Международном трибунале в Гааге, провела обыск в офисе "Мабетекс" и изъяла там документы, свидетельствующие о том, что "Мабетекс" и "Мерката" заплатили миллионы долларов в качестве взяток Бородину и другим кремлевским чиновникам в обмен на получение контрактов на сумму 492 млн. долларов на реконструкцию Кремля и президентского самолета.

Хотя дель Понте сумела вынудить российскую прокуратуру оказать ей содействие, направив в Москву официальный запрос об оказании правовой помощи, в конце концов, российская сторона закрыла это дело, заявив, что никаких доказательств преступных деяний обнаружено не было.

Однако в результате расследования, проведенного Дево, была раскрыта сеть банковских счетов, главным образом принадлежащих подставным компаниям на острове Мэн, Кипре, в Панаме, Лихтенштейне и других местах - от них вели следы к Бородину, близким к нему лицам и членам его семьи.

Однако тут швейцарские следователи натолкнулись на неожиданное препятствие.

Швейцарский адвокат Столповских, присутствовавший на вчерашних слушаниях, признал, что сеть счетов использовалась для перевода "комиссионных", которые швейцарские следователи предпочитают называть взятками. Однако он утверждал, что в середине 90-х годов подобные выплаты в России не были незаконными.

Кроме того, по его словам, счета использовались для сокрытия других платежей со стороны "Меркаты" и "Мабетекса", с целью уклонения от налогообложения. Однако он подчеркнул, что подобное уклонение не является незаконным в Швейцарии, где наказуемо только налоговое мошенничество.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru