Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
13 декабря 2005 г.

Редакция | Financial Times

Богатый улов "Газпрома"

Этим летом, на фоне накала предвыборной кампании, в Берлине ходила шутка о том, что Герхард Шредер был бы не прочь лишиться поста федерального канцлера, потому что у него есть другое хорошее предложение - стать высокопоставленным руководителем в "Газпроме", российском энергетическом гиганте, благодаря своему доброму другу Владимиру Путину, российскому президенту. Подчиненные Шредера решительно отрицали эти предположения, называя их слухами, распускаемыми со злым умыслом.

Однако теперь эти фантазии превратились в реальность: бывший канцлер Германии действительно займет высокий пост в империи "Газпрома" - пост председателя наблюдательного совета "Северо-европейской газопроводной компании". Эта компания несет ответственность за строительство и функционирование вызывающего столько разногласий трубопровода под Балтийским морем, по которому российский газ будет поступать в Германию. Договор был подписан в Берлине всего за 10 дней до того, как результаты выборов сместили Шредера с поста канцлера.

Его назначение разожгло бурю в Германии и к востоку от страны, в Польше и прибалтийских республиках. В Варшаве Шредера обвинили в том, что он получает вознаграждение за свою поддержку дорогостоящего и политически неоднозначного проекта, который в будущем может позволить России перекрывать поставки газа своим надоедливым соседям, в то же время продолжая обеспечивать газом Германию. В самой Германии на Шредера нападают за то, что он так быстро перешел с самой высокой должности в правление иностранной компании благодаря своим личным отношениям.

В Германии нет закона, который мог бы помешать этому или отговорить бывшего канцлера или любого другого правительственного министра от перепрыгивания прямо из политической власти в частный сектор - хотя подобное ограничение действует для высокопоставленных военных офицеров. Однако Шредер, по меньшей мере, не учитывает опасения, что он может замарать репутацию своего правления. Он, похоже, не видит никакой угрозы конфликта интересов.

Бывший канцлер может возразить, что немецкие политики издавна поддерживали тесные отношения с бизнесом, и находясь у власти, и вне ее. Будучи главой Нижней Саксонии, прежде чем стать канцлером, он заседал в наблюдательном совете Volkswagen. Однако тогда он представлял интересы своего правительства - акционера Volkswagen, а не личные интересы, как сейчас. "Газпром", инструмент все более авторитарного российского государства, отличается от Volkswagen.

Будет хорошо, если решение Шредера приведет к энергичным дебатам о закулисных отношениях политиков и бизнеса в Германии. Не только кадровые военные и госслужащие должны выдерживать порядочный период охлаждения страстей, прежде чем переходить с государственных должностей на предприятия частного сектора, работающие в сфере, за которую они несли ответственность. Необходим, по меньшей мере, кодекс поведения для выходящих в отставку политиков. Что касается лично Шредера, то он мог бы действовать и более мудро.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru