Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
13 декабря 2006 г.

Питер Финн и Крейг Уитлок | The Washington Post

Двое старых друзей в центре тайны отравления

В закрытой больнице в Москве, которая подчинена Федеральному медико-биологическому агентству, отрезанные от мира, лежат двое российских мужчин, которые дружат с 12 лет, а ныне оказались в центре международного скандала с отравлением.

Дмитрий Ковтун и Андрей Луговой, которые встречались с бывшим агентом российской разведки Александром Литвиненко в тот день, когда он заболел, заявили о своей невиновности, а расследование тем временем сжимается вокруг этого города и вокруг по крайней мере одного из них - Ковтуна.

Каждый раз, когда обнаруживается след полония-210, радиоактивного изотопа, убившего Литвиненко, это воспринимается как оставленные по небрежности отпечатки пальцев. Британские и германские следователи говорят, что след положительных результатов проверок повторяет движения Ковтуна из Москвы в Гамбург 28 октября, а затем в Лондон, где 1 ноября он встречался с Литвиненко в отеле Millennium.

И Ковтун, и Луговой связаны с российскими спецслужбами, которые, как говорил Литвиненко, преследовали и отравили его по приказу президента Владимира Путина. Но у них есть и давние связи с живущими в изгнании врагами Путина, которых в Москве считают вероятными подозреваемыми. Каким образом 41-летний Ковтун получил полоний-210 или вошел в контакт с этим веществом, пока неизвестно. Он дал два интервью российским репортерам в конце ноября и с тех пор молчал. Есть неподтвержденные данные о том, что он серьезно пострадал от радиационного облучения.

Когда 24 ноября на "Эхо Москвы" его спросили, что, по его мнению, произошло с Литвиненко, Ковтун сказал: "Конечно, я думаю об этом. Но я имел дело с правосудием, поэтому буду очень осторожен в комментариях. Я не хочу вдаваться в детали и гадать на кофейной гуще".

Немецкая полиция расследует действия Литвиненко как подозреваемого в незаконных операциях с радиоактивным веществом. Российская прокуратура называет его жертвой и возбудила дело о покушении на убийство на основании того, что он был отравлен.

С 12 лет Ковтун и Луговой жили в одном дворе в Москве; их отцы работали в советском министерстве обороны. Потом они пошли в одно и то же элитное учебное заведение - Московское высшее общевойсковое командное военное училище имени Верховного Совета РСФСР, которое выпускало военных офицеров и офицеров КГБ.

Луговой пришел в КГБ в 1987 году и был приписан с 9-му департаменту, или Кремлевской гвардии, которая обеспечивала безопасность высокопоставленных членов партийной иерархии. Ковтун продолжил службу в тогдашней Чехословакии, а затем в Восточной Германии в качестве кадрового военного. Выполнял ли он при этом функции разведчика, неизвестно.

В какой-то момент Ковтун женился на немке Марине Валь, которой сейчас 31 год. Он переехал в портовый город Гамбург. Власти города говорят, что с середины 1990-х годов у него была виза, позволяющая без ограничений жить и работать в Германии.

Полиция проверяет данные о том, что Ковтун, возможно, работал в Гамбурге официантом.

Ковтун и Валь развелись, но продолжали общаться. Он снимал квартиру этажом ниже своей бывшей супруги в рабочем районе Гамбурга, но, по словам соседей, там не жил.

Полиция установила, что Ковтун посещал Марину Валь в октябре, по дороге в Лондон. 30 октября он заходил в местное отделение иммиграционной службы продлить визу.

Во многих местах, где он побывал, он оставил следы радиации: на одном из документов, поданных в иммиграционную службу; на диване, на котором он спал в квартире своей бывшей жены; в автомобиле BMW, который привез его из аэропорта.

Валь и двое ее маленьких детей от другого партнера во вторник по-прежнему были в больнице - врачи пытаются установить, подверглись ли они воздействию полония.

Во вторник правоохранительные органы Гамбурга послали официальное обращение российским властям с просьбой о сотрудничестве, но говорят, что московские чиновники были не слишком приветливы. Немецким инспекторам было отказано в возможности обследовать самолет "Аэрофлота", на котором Ковтун прилетел из Москвы в Гамбург.

"Свет в конце тоннеля пока что не очень виден, - сказал пресс-секретарь гамбургской полиции Ральф Мейер. - Мы еще не можем сказать с уверенностью, был ли полоний внутри его организма или он носил его с собой, и вообще, что он там делал".

На другой стороне улицы, напротив квартиры Ковтуна расположено местное отделение германской Партии зеленых. Постер в окне гласит: "Ядерная энергия? Нет, спасибо".

Соседи были потрясены, узнав, что русский эмигрант, возможно, подверг облучению и их. "Просто поразительно, что нечто подобное может обнаружиться в жилом районе, - говорит функционер Партии зеленых и член муниципального совета гамбургского района Альтона Филисс Демирель. - У людей здесь дети. Они здесь живут и работают. Везде, куда ходил этот парень, находят все больше и больше следов".

После распада Советского Союза Луговой, которому сейчас 41 год, продолжал служить в Федеральной службе охраны. Спустя год он стал директором службы безопасности ОРТ - телеканала, который контролировал Борис Березовский. В 2000 году Березовский бежал из России после столкновения с Путиным.

В июне 2001 года Лугового обвинили в попытке организовать побег из заключения Наколая Глушкова - заместителя генерального директора "Аэрофлота", российской авиакомпании, в которой Березовский был крупным акционером. Глушкова и нескольких других менеджеров "Аэрофлота" обвинили в растрате. Березовский сказал, что Глушков вычистил те счета авиакомпании, которые использовались службой безопасности страны - ФСБ.

Луговой был признан виновным.

Выйдя из тюрьмы, он занялся бизнесом. В интервью "Эху Москвы" он сказал, что является владельцем фабрики по производству медовухи в южном пригороде Москвы. По сообщениям местной прессы, у Лугового есть также интересы в московской фирме, которая занимается обеспечением безопасности.

Луговой сказал, что знал Литвиненко 10 лет, но не имел с ним ни личных, ни деловых отношений до того, как Литвиненко покинул Москву, обвинив спецслужбы в том, что они сыграли определенную роль в организации взрывов жилых домов в России.

Хотя у Ковтуна остались документы, позволяющие ему жить в Германии, он вернулся обратно в Москву. Луговой и Ковтун "начали работать вместе", сказал в интервью другой бывший сотрудник КГБ Вячеслав Соколенко, который теперь руководит службой безопасности. Он тоже служил в 9-м управлении после окончания обучения все в том же военном училище, что и двое других.

Следователи теперь расследуют контакты между этими тремя людьми и Литвиненко в Лондоне.

Ковтун сказал "Эху Москвы", что он был представлен Литвиненко Луговым 16 октября в Лондоне. Литвиненко имел "серьезные контакты в серьезных британских компаниях, которые хотели выйти на российский рынок, но у которых были с этим трудности", сообщил он в интервью радиостанции.

Встреча 1 ноября в отеле Millennium в шикарном районе Мейфейр в центре Лондона была незапланированной, сказал Ковтун. Литвиненко просто позвонил и сказал, что хотел бы зайти в отель.

"Мы говорили недолго" там, сказал Луговой газете "Московский комсомолец". "Он сказал только, что наша деловая встреча назначена на 10 утра следующего дня".

"Тут подбежал мой 8-летний сын, и я представил его Александру. Мы постояли и поговорили еще немного. Потом мы пошли в холл, где моя жена с дочерьми и Вячеслав Соколенко как раз вернулись с экскурсии. Мы поздоровались и потом пошли в наши номера. Я не заметил ничего необычного в поведении Александра. Мы обсудили погоду в Гамбурге и собаку Дмитрия". У Ковтуна ирландский волкодав.

Соколенко, который тоже был в гостинице, сказал, что приехал в город на футбольный матч. "Я узнал, что была встреча с Литвиненко, гораздо позже, 17 ноября, - сказал он. - Может, я и видел его, но понятия не имел, что этот человек - Литвиненко".

На следующее утро, по словам Лугового, Литвиненко позвонил и сказал, что "чувствует себя ужасно, проблемы с желудком, и что он не сможет прийти на встречу".

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru