Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
13 февраля 2001 г.

Йорг Меттке | Der Spiegel

?Жестоко и мстительно?

В интервью немецкому журналу обозреватель радиостанции ?Эхо Москвы? Андрей Черкизов рассуждает об отношении Путина к свободе слова в России

- Андрей Александрович, все входящие в ?Медиа-Мост? СМИ находятся в настоящее время под огромным политическим давлением.

- Потому что Путин под свободой слова понимает нечто совсем другое, чем мы. Президент не врет, когда говорит, что является сторонником свободы слова. Просто он полагает, что она должна быть удобным инструментом в руках государства.

- Чем же так прогневал Кремль негосударственный телеканал НТВ?

- Мы считаем, что происходящее в течение последних полутора лет в Чечне, является тяжелым, невыносимым нарушением прав человека в Чечне. Кроме нас, никто больше не рискует отстаивать эту позицию.

- Если завтра закроют НТВ, то в России исчезнет свобода слова?

- Именно так. Для нас эта опасность вполне ощутима и очень серьезна.

- Ежедневно вы выражаете свое мнение радикально и резко, как никто другой. Не является ли это доказательством существования свободы слова в России?

- Со мной все ясно: меня можно только убить. Однако и мне для того, чтобы что-то сказать, нужен инструмент: микрофон, камера. Меня, как и моих коллег, можно заставить замолчать в любой момент.

- Это было бы противозаконно, а Путин выступает за ?диктатуру закона?.

- Звучит красиво, но абсолютно бессодержательно. Гитлер, например, пришел к власти абсолютно легально. Путин, как и весь народ, до мозга костей является продуктом советской эпохи.

- Это нельзя сравнивать.

- Сталинский режим расстреливал детей. В соответствии с законом. Многие у нас до сих пор полагают, что закон и право означает одно и тоже.

- Ваш шеф Владимир Гусинский находится в Испании под домашним арестом, Москва требует его выдачи. Если это произойдет, ожидаете ли Вы проведения показательного судебного процесса?

- Конечно, и обязательно с сильным антисемитским подтекстом. Прежде Гусинского уже пытались сломать.

- Сможет ли Гусинский когда-нибудь снова встать во главе своего предприятия?

- Благодаря развитию современных средств связи, он может заниматься своим бизнесом, находясь в любой точке земного шара. И в Россию он обязательно вернется, пусть не завтра, и не через неделю.

- Одиннадцать Ваших коллег были на аудиенции в Кремле?

- Если приглашает президент, никто не может отказаться?

- И они ничего не достигли?

- Отнюдь. Результат совсем неплохой. Путин, безусловно, осознал, что НТВ нельзя задушить тайком. А некоторые мои коллеги избавились от своих иллюзий о Путине в роли ?доброго царя?, которого неправильно информируют. Он прекрасно обо всем осведомлен.

- Иначе у этой встречи не было бы позитивных последствий?

- Одно, которое на своей шкуре почувствовал руководитель финансового управления ?Медиа-Моста? Андрей Титов. Он сидел в одиночной камере в Бутырке, а после той встречи был переведен в общую камеру к 38 уголовникам, что считается послаблением. Ленинизм в действии: по форме корректно, по сути издевательство.

- Кремлевскому лидеру всегда было не занимать ?черного юмора?.

- Поэтому политзаключенные сталинского времени взяли себе за правило ничего не просить, иначе будет только хуже.

- Редакция НТВ предстала перед президентом как команда единомышленников, которая видит Россию не так, так президент Путин?

- Однозначно, я хочу другой России, чем президент Путин. Той, в которой никого не будут ?мочить в сортире??

- ? как Путин обещал поступить с чеченскими боевиками?

- Я хочу жить в России, где с терроризмом не будут бороться методом ?ковровых бомбардировок? и выжигания целых населенных пунктов.

- В чем истинная причина преследования Гусинского?

- Дело не в долгах и не в разном отношении к пониманию свободы слова. В сущности, конфликт Путина с Гусинским - самая настоящая личная вендетта. Не забывайте: профессия Путина - вербовать нужных людей. Это профессия у него в крови. Он заманивает и вербует?

- ? для чего?

- Он хочет вернуть советские времена. А несогласных с этим курсом он жестоко и мстительно преследует.

- Однако две трети россиян считают, что российские СМИ имеют достаточно свободы слова или даже слишком много. В России нельзя ждать реакции, аналогичной той, которая была в Чехии, где граждане вышли на демонстрацию в защиту независимости телевидения.

- В Москве еще может быть. Однако в целом российский народ ведет себя как наивный ребенок, который еще не понимает, что без независимого телевидения он ничего больше не узнает ни о разрушенном Грозном, ни о жизни сограждан на Дальнем Востоке, замерзающих без отопления.

- Тед Тернер, Джордж Сорос и Борис Березовский уже заявили о своей готовности финансово поддержать ?Медиа-Мост?. Станет ли это спасением?

- Если эти парни и ЕБРР войдут в наш бизнес, проблема с долгами будет ликвидирована, а политическое давление снизится. Однако это произойдет, если они действительно имеют представление о российских рисках и если ?Газпром?, главный кредитор ?Медиа-Моста?, позволит продать акции таким инвесторам. Это самые занимательные вопросы будущего.

Источник: Der Spiegel


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru