Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
13 февраля 2006 г.

Гюнтер Зойферт | Berliner Zeitung

В долине волков

Столкновение культур в кино: в новом турецком фильме американские солдаты в Ираке предстают убийцами. Фильм бьет все рекорды посещаемости

Не каждый день главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе Джеймс Джонс должен беспокоиться о пагубном влиянии кино на своих солдат. "Популярные фильмы оказывают влияние на образ мыслей, - сказал генерал-полковник на прошлой неделе в Вашингтоне. - Однако нельзя путать сюжет фильма с реальностью". Причиной беспокойства Джонса стал турецкий фильм "Долина волков - Ирак", который в четверг вышел в прокат в Европе. В фильме американские солдаты показаны убийцами, которые без разбора стреляют в людей, пишет американская военная газета Stars and Stripes. А Боб Пертимен, представитель американской комендатуры в Европе, говорит, что циркуляр предписывает американским солдатам держаться подальше от кино.

В Турции картина "Долина волков - Ирак" за первые три дня побила все рекорды посещаемости. Более миллиона человек посетили кинотеатры, в Анатолии билеты раскуплены на недели вперед. Речь идет о мести, мести за национальный позор, которым Америка запятнала турков три года назад, что прошло почти незамеченным для мировой общественности.

История начинается 4 июля 2003 года: американские солдаты окружают внешний пост турецкой армии в Северном Ираке. Они арестовывают 11 турецких офицеров, допрашивают их и надевают им, как террористам, на голову капюшоны. Все это - в качестве наказания. За три месяца до этого турецкий парламент не разрешил США разместить войска на своей территории, которые хотели открыть в Турции второй фронт в войне против Саддама Хуссейна.

Фильм начинается с самоубийства одного из арестованных офицеров. Старший лейтенант Сулейман не вынес унижения, перед смертью он написал прощальное письмо. Письмо попадает к Полату Алемдару, бывшему спецагенту турецких секретных служб. Он не может не выполнить последнюю просьбу друга. Вместе со своими лучшими людьми он собирается отомстить за солдат.

В Турции каждый ребенок знает агента Полата. С 2003 года Полат Алемдар в телевизионном сериале "Долина волков" на протяжении 97 серий боролся с мафией. Не один - ему оказывали поддержку националистические силы в спеслужбах, которые хотят разделаться со всеми, кто, по их мнению, в стране является мафией - экономические магнаты, масоны, евреи, друзья Америки и Израиля.

Сериал "Долина волков" был захватывающим. Люди встречались в общежитиях и чайных, чтобы посмотреть на борьбу Полата. Были организованы фанклубы, форумы в интернете; а когда на чужбине умирал один из друзей героя, в некоторых местах люди собирались, чтобы в последний раз за него помолиться.

Теперь Полат едет в Ирак. Он хочет отомстить за то 4 июля 2003 года. И очевидно, этого хочет не только он. Турецкая пресса полна восхищенных откликов о "Долине волков", так, газета Vatan пишет: "Тот, кто посмотрит этот фильм, будет любить свою родину еще сильнее, чем прежде".

"Инцидент с капюшонами был нашим 11 сентября", - говорит Мехмет Гюль, бывший глава правоэкстремистских "Объединений идеалистов" в Турции. Фильм пришелся ему по душе: "В нем турецкая нация обнаруживает свою сущность".

Это достигается, прежде всего, посредством создания резко негативного образа противника. Фильм возрождает крепко засевшие в памяти картины американского насилия в Ираке: нападение на свадьбу, тюрьма пыток "Абу-Грейб", военнослужащая Линди Ингланд с овчаркой перед жертвами пыток, жестокие обыски и использование высокотехнологичного оружия против беззащитных людей.

"Долина волков - Ирак" вполне может разжечь в Турции антиамериканизм, опасается теперь уже не только английская газета Daily Telegraph. "Кого только американцы ни выставляли негодяями, - пишет, в свою очередь, турецкая газета Sabah, - поэтому утешает, что они хотя бы в одном фильме сами являются злодеями".

Неудивительно, что фильм приводит в кинотеатры и тех, кто не часто туда попадает. Кинотеатр Beyoglu в Стамбуле, куда обычно парочки ходят смотреть голливудские фильмы, сейчас полон молодых людей призывного возраста. А в кинотеатре Feza в более консервативной части города, Фатих, просмотр "Долины волков" стал мероприятием для семейного просмотра. Родители приходят на сеанс с детьми, так как ограничений по возрасту, несмотря на большое количество убийств на экране, нет. В ответ на вопрос, не является вся эта история о миссии Полата в Ираке прямолинейно черно-белой, например, студент Угур, пришедший в кино с молодой женой, отвечает: "Несомненно, так оно и есть, но все американские фильмы тоже такие".

Режиссер фильма Сердар Акар говорит примерно то же самое. "Почему нельзя создать антиамериканский фильм?" В масштабах турецкого кинематографа Акару, который раньше снимал пользующиеся большим уважением авторские фильмы, с помощью "Долины волков" удалось совершить настоящий прорыв. Фильм динамичный, отдельные сюжетные линии тесно переплетаются между собой, монтаж, техника и съемка - на профессиональном уровне. Билли Зейн, исполняющий роль главного американского злодея Сэма Уильяма Маршала, принес свой международный опыт в съемки фильма, бюджет которого составил рекордные для Турции 10 млн долларов. Похоже, картина окупится. Производители рассчитывают на пять миллионов зрителей, из которых полмиллиона - в Европе и еще полмиллиона - в таких странах, как Сирия, Египет, Россия и Казахстан.

Министр торговли Турции Курсад Тузмен уже мечтает о новом экспортном секторе в стране - киноиндустрии, которая сегодня в состоянии делать фильмы на уровне голливудских. Это демонстрирует как раз "Долина волков - Ирак". Без сомнения, турки многому научились у Голливуда, и не только новейшей технике съемок. Они также подсмотрели шаблоны, при помощи которых с конца Второй мировой войны зло изображалось на экране.

В "Долине волков" американские солдаты заняли место, которое в фильмах о Второй мировой обычно отводилось немецких солдатам, пишет комментатор Измет Беркан в турецкой газете Radikal. Место подвергающихся пыткам евреев, далее говорит он, в фильме занимают арабы и иракские туркмены. И действительно, там даже есть персонаж - врач, производящий отбор среди пленных, которых затем на грузовике увозят в тюрьму пыток. Врач-еврей отбирает тех, у кого должны изъять органы - почки - для отправки в США и Израиль. Определенно, это одна из самых неприятных сцен в фильме.

Потом пленным отдают приказание раздеться для душа, показаны также пытки с применение высокочастотных излучателей. Наконец, звучит речь американцев о победе в последней битве - в фильме ее произносит главный подлец Сэм Уильям. На этом фоне зла, иногда изображенного схематически, иногда с ужасающими подробностями, отдельные жестокости американских солдат складываются в отвратительную картину, отражающую сущность США по версии этой киноленты.

Съемочная группа уверенно играет на религиозных противоречиях. Христианство появляется только в фанатичной форме и, таким образом, в качестве учения зла. Сэм Уильям Маршал - агент ЦРУ и глава миссии США в Северном Ираке. Он неистовствует с чистой совестью христианского фанатика и гордится тем, что во имя Иисуса насаждает царство Божие на этом клочке земли обетованной.

Совсем не таков ислам, который в фильме предстает как религия, которую порой понимают правильно, порой - неправильно. Для суфистского шейха Киркуки ислам является религией мира. У Киркуки находят прибежище вдовы и сироты, и он может объединить мусульман разного происхождения. В центральных сценах фильма Киркуки читает проповедь против терактов смертников и, ссылаясь на пример пророка, предотвращает казнь западных заложников последователями "Аль-Каиды". Террористы действуют не в соответствии с учением ислама - это тоже одна из основных идей фильма.

Супруга турецкого премьер-министра Эмина Эрдоган тоже уже посмотрела "Долину волков - Ирак". "Какой прекрасный фильм!" - сказала жена главы правительства. Беспокойство Джеймса Джонса, главнокомандующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, после этого почему-то не уменьшилось.

Источник: Berliner Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru