Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
13 февраля 2006 г.

Лорен Милло | Libération

Владимир Путин мягко стелет, да жестко спать

Вереница лимузинов перед Кремлем, фотографии министров, окружающих Путина, официальные заявления для прессы... И в России, и за ее пределами это все, что узнала публика о первом саммите "большой восьмерки", начавшемся в пятницу вечером с прибытия в Москву министров финансов США, Великобритании, Японии, Канады, Италии, Франции и Германии. Но именно такой сигнал и хотела послать миру Москва: Россия - это одна из великих стран, вновь обретшая себя держава, заявляющая о себя инициативами по всем направлениям, от "газовой войны" с соседней Украиной до переговоров вокруг иранского ядерного досье и приглашения руководителей "Хамаса" в Москву.

"Для России членство в "большой восьмерке" - это большая пиар-акция, - утверждает сотрудник Академии наук Тимофей Богдачев. - Это подтверждение того, что ее политика пользуется поддержкой международного сообщества".

"Центр мира". "В пятницу и субботу Москва будет финансовым центром мира", - с гордостью объявила в пятницу газета "Известия". Для России это событие тем более важное, что ее экономика все еще очень далека от уровня остальных семи "великанов".

В 1997 году Россию пригласили в этот элитный клуб, чтобы "укрепить в ней демократию", а главное - уговорить ее согласиться на расширение НАТО за счет ее бывших восточноевропейских сателлитов. С тех пор демократия в стране сделала шаг назад и, согласно последнему докладу Всемирного банка, Россия занимает 16-е место в мире по валовому национальному доходу и только 97-е - по уровню дохода на душу населения.

Впрочем, прекрасно понимая пределы возможностей России, ее партнеры до сих пор не хотели, чтобы она принимала полноправное участие в их дискуссиях по валютным вопросам. Президенты центральных банков, которые обычно встречаются с министрами финансов, не приедут в Москву. Это маленькое унижение, но можно доверить российским руководителям сделать на саммите несколько громких объявлений: о сумме задолженности африканских стран, которую они готовы списать, о досрочном погашении 11-12 млрд долларов их собственного внешнего долга или о грядущей конвертируемости рубля.

Ряд критических высказываний, в частности со стороны американцев, омрачают российский праздник. "Если вы являетесь членом "большой восьмерки", вам лучше быть индустриальной демократией, иначе к вам будет много вопросов", - предупредила в прошлом месяцев американский госсекретарь Кондолиза Райс.

Контроль над Чечней. Между тем Россия очень жестко дебютировала в качестве председателя "большой восьмерки", на несколько дней перекрыв газ Украине из-за спора вокруг тарифов, что поставило под угрозу снабжение всей Западной Европы. Москва по-прежнему ведет войну за контроль над Чечней, хотя Владимир Путин с большим апломбом этот факт опровергает. В пятницу, еще до того, как сообщить о совещании "большой восьмерки", российские телеканалы начинали выпуски новостей с информации о бое с применением тяжелого оружия, развернувшемся между спецподразделениями и предположительно прочеченскими боевиками в одном из населенных пунктом Ставрополья. Как минимум 12 "бандитов" были "уничтожены", объявили на своем специфическом жаргоне российские власти, сообщившие по меньшей мере о семи погибших со стороны военных.

Постсоветские революции. Вновь ставшая весьма активной на международной арене, путинская Россия до сих пор не могла похвастаться блестящими результатами. На постсоветском пространстве после "революций" в Грузии, на Украине и в Киргизии Путин прежде всего укреплял связи с самыми авторитарными и кровавыми режимами, которые от него полностью зависят. Отношения с Узбекистаном пережили второе рождение после того, как Ислам Каримов отдал приказ стрелять в народ в Андижане. Белорусский диктатор Александр Лукашенко тоже регулярно приезжает за поддержкой в Москву, когда США или его европейские соседи грозят поддержать в его стране демократический силы.

Москва продолжает разжигать конфликты с Украиной и Грузией, чтобы подорвать режимы, попытавшиеся избавиться от ее опеки. За пределами постсоветского пространства попытки посредничества в отношениях с Северной Кореей, Ираном, Сирией и, наконец, "Хамасом", пока ничего не дали - кроме впечатления, что Россия хочет привязать к себе все государства-изгои на планете.

"На двух стульях". "Всякий раз, когда ей предоставляется такая возможность, Россия пытается выступать в роли посредника, чтобы повысить свою роль на международной арене. Россия пытается сидеть на двух стульях сразу", - говорит аналитик Тимофей Богдачев, напоминая, что в отношении Северной Кореи эти попытки ничего не дали, а на Ближнем Востоке "Россию уже не приглашают для заполнения кворума".

Эксперт Института США и Канады РАН Виктор Кременюк добавляет: "Россия подчеркивает, что она расположена между двумя мирами. Она - на стороне Запада, но она также - на стороне Китая, Индии и Ирана. Так она приобретает вес и претендует на то, чтобы ввести Запад в контакт с такими силами, как "Хамас". Есть риск, что в итоге она может оказаться ни на этой стороне, ни на той. Все зависит от того, как долго ее партнеры по "большой восьмерке" будут это терпеть".

Источник: Libération


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru