Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
13 июля 2007 г.

Евгений Киселев | The Moscow Times

Русофобия, англофобия и Луговой

В последние несколько дней только и разговоров о том, что российско-британские отношения переживают беспрецедентный кризис. Как писала газета The Times, пресс-секретарь британского премьер-министра Гордона Брауна назвал отказ Москвы выдать Андрея Лугового, главного подозреваемого в убийстве Александра Литвиненко, заслуживающим "крайнего разочарования". На следующей неделе британский МИД представит в парламент доклад о расследовании убийства Литвиненко. В итоге, британское внешнеполитическое ведомство готовит комплекс ответных мер в отношении Москвы.

Неудивительно, что представители России не остаются в долгу. Российский посол в Лондоне Юрий Федотов на днях обвинил британцев в русофобии, а британскую полицию - в желании видеть в каждом россиянине мафиози. Как рассказал господин Федотов, ненависть британцев к россиянам стала серьезной проблемой. Эта ненависть принимает форму дискриминации и хулиганских выходок в отношении русских в магазинах, отелях, ресторанах и на улицах Британии.

Откровенно говоря, большей чуши я давно не слышал. Я десятки раз бывал в Лондоне, но никогда не сталкивался с проявлениями русофобии. Наоборот, британцы всегда являли собой образец радушия и любезности. Быть может, мне везло во время поездок в Британию, но многие мои друзья, которые давно и подолгу живут в Лондоне, тоже были, мягко говоря, удивлены утверждениями российского посла.

Справедливости ради надо признать: среди наших соотечественников, которые приезжают в Лондон, попадаются люди, у которых от свалившегося на них несметного богатства, как говорится, давно поехала крыша. Они сорят деньгами, хамят и скандалят. А потом жалуются на презрительное к себе отношение.

На самом деле хорошо, что британцы умеют жестко поставить на место российских нуворишей, которые зарываются настолько, что из-за них бывает за державу стыдно.

Но куда стыднее из-за того, что происходит в Москве. Вот где на самом деле раздувается настоящая англофобия. Она достигла уровня истерики. Тут и обвинения в шпионаже, и прессинг в отношении неправительственных организаций, получающих гранты из Великобритании, и закрытие великолепных курсов английского языка при Британском совете, и "нашистская" шпана, терроризирующая посла Ее Величества Тони Брентона при молчаливом одобрении властей, и всевозможные антибританские публикации в прокремлевской прессе.

Что касается отказа России выдать Лугового, в принципе, я готов бы согласиться с этим решением: закон превыше всего. Конституция, которая защищает российских граждан от экстрадиции, должна всегда неукоснительно соблюдаться.

Но что-то подсказывает мне: если бы в других аспектах этого дела наши власти вели себя по-другому, правительство Великобритании не стало бы занимать столь жесткую позицию, как сейчас.

Прискорбно, что наша так называемая "элита" совершенно не хочет понимать, почему британцы так болезненно воспринимают дело об убийстве Литвиненко. (На самом деле эта российская элита никакая не элита, а в большинстве своем сущий сброд, не испытывающий никакого чувства ответственности за судьбу страны, озабоченный только тем, как потуже набить карманы и вовремя слинять из России в тот же самый Лондон).

Как бы вы ни относились к Литвиненко, совершено преступление и убит человек с применением особо опасного радиоактивного вещества. Более того, десятки жителей Лондона подверглись риску смертельного заражения. Британская общественность не привыкла, в отличие от российской, к ситуациям, в которых столь серьезные преступления остаются нераскрытыми (у нас дело обстоит ровно наоборот).

Все следы этого преступления ведут в Москву. Есть основания предполагать, что полоний, которым отравили Литвиненко - российского происхождения, и еще больше оснований подозревать, что это сделал господин Луговой. Хотя российский закон запрещает властям выдавать Лугового иностранному государству, он отнюдь не запрещает всерьез расследовать его возможную причастность к убийству.

Что же происходит в действительности?

Прошло восемь месяцев с тех пор, как стало известно, что Литвиненко умер от отравления полонием-210. Наверное, за это время российские власти могли бы с легкостью выяснить, не произошла ли утечка полония, использованного в убийстве, с тех немногих предприятий, где он производится в России. Наверное, российские правоохранительные органы могли бы провести проверку тех многочисленных фактов, что приводились в СМИ и указывали на возможную вину Лугового в смерти Литвиненко.

Признание вины не может быть достаточным доказательством того, что подозреваемый действительно совершил преступление. В России это твердо выучили с тех пор, как был развенчан сталинский прокурор Андрей Вышинский, который отправлял на казни тысячи людей только на том основании, что они сознались под пытками. Но и наоборот: отрицание вины не может быть достаточным основанием для того, чтобы с человека сняли все подозрения.

Поведение Лугового напоминает мне старинную русскую поговорку: "Я не я, и лошадь не моя". Луговой утверждает, что понятия не имеет, откуда на нем полоний, почему его следы находят везде, где он был, - и в Лондоне, и в Москве, и в самолете British Airways, которым он летел, и даже в английском посольстве на Смоленской набережной. Враги, наверное, подбросили.

Похоже, все его слова охотно принимаются на веру. Российская прокуратура возбудила уголовное дело по факту гибели Литвиненко, однако каков статус Лугового в этом деле, понять невозможно. Кто он: свидетель? Обвиняемый? Представитель МИДа России сказал, что "если будут представлены конкретные доказательства и факты вины, то может быть рассмотрен вопрос о проведении судебного разбирательства в России. Однако никакой соответствующей информации не поступало".

Если почитать официальные стенограммы допросов Березовского и Закаева, то можно узнать намного больше о качестве следствия, которое ведет наша Генпрокуратура. Большинство вопросов не имеют видимого отношения к делу, но задаются с явной целью установить круг общения Березовского, выяснить местонахождение этих лиц.

Между тем Луговой проводит пресс-конференцию и обвиняет Березовского и Литвиненко в том, что они завербованы британской разведкой. Было понятно, что он старательно читает написанный кем-то для него текст, и его заявления были широко растиражированы крупнейшими проправительственными телеканалами, словно истина в последней инстанции. Более того, ФСБ возбудила уголовное дело о шпионаже исключительно на основании заявлений Лугового, хотя против кого - не говорится. Единственные конкретные фамилии, названные Луговым, это фамилии Березовского и Литвиненко.

Я не хочу сказать, что британские разведчики не работают в Москве, к примеру, под дипломатическим прикрытием. Скорее всего, работают. Точно так же в Лондоне, как и в десятках других столиц, под дипломатическим прикрытием наверняка действует СВР. Более того, скажу страшную вещь: разведчики скорее всего ищут ценные источники информации в виде живых людей и даже пытаются их вербовать в качестве агентов. Мы - англичан. Англичане - русских. Так было, и так будет еще долго. Так по-прежнему устроена международная жизнь.

Можно, конечно, и дальше раздувать шпионские страсти, объявить легальных разведчиков персонами нон грата и выслать их страны. Если мы это сделаем, британцы ответят тем же, и в результате мы вернемся на уровень российско-британских отношений начала 1970-х, когда прошли массовые взаимные высылки советских и британских разведчиков, работавших под дипломатическим прикрытием.

Зачем все это? Чтобы наказать британский суд за то, что он не хочет лишить Березовского статуса политического беженца и подвергнуть его экстрадиции?

Не превращается ли в помешательство навязчивое стремление российских властей во что бы то ни стало заполучить Березовского?

Повторяю: я убежден, что если бы российская Фемида была по-настоящему заинтересована в сотрудничестве с британскими прокурорами и следователями, чтобы подтвердить или опровергнуть обвинения против Лугового, кризис в отношениях между Лондоном и Москвой наверняка разрядился бы. Но происходит обратное, и это лишь усиливает подозрения в том, что Луговой действительно замешан в убийстве Литвиненко, а российские власти его покрывают.

Евгений Киселев - политический аналитик

Источник: The Moscow Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru