Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
13 ноября 2001 г.

Эндрю Джек | Financial Times

Инвесторы опасаются, что российская реформа может сойти на нет

Сегодня президент России Владимир Путин приедет в США, чтобы встретиться с президентом Джорджем Бушем в атмосфере новой дружбы. Некоторые обозреватели считают, что Запад относится к России с излишним оптимизмом и торопится с выводами.

В последнее время - после длительного периода, в течение которого Россия считалось ненадежным партнером для иностранных инвесторов - многие высокопоставленные гости, такие как министр торговли США Дональд Эванс, начали давать ситуации в стране очень высокую оценку. Выступая перед корпоративными лидерами на московской сессии Всемирного Экономического Форума, Путин держался уверенно и шутил, отвечая на неожиданные вопросы.

Ему есть, чем гордиться: резко упрощена налоговая система, сокращены ставки, повысились уровни собираемости налогов; бюджет выполняется со значительным профицитом; начата программа либерализации естественных монополий страны; продолжаются законодательные реформы по реструктуризации правовой и пенсионной систем, приватизации земли и сокращении объемов государственной бюрократии.

Но если краткосрочная макроэкономическая картина достаточно благоприятна, есть серьезные вопросы по поводу конкретной реализации реформ в долгосрочной перспективе, и о том, как давнишние проблемы бизнеса решаются на микроуровне.

В октябре аналитики Мирового банка предупредили, что российская экономика остается в серьезной зависимости от неустойчивых цен на минеральные ресурсы, что рост производительности труда отстает от роста реального валютного курса.

Высокие нефтяные цены последних двух лет помогли увеличить объемы правительственных доходов, укрепили репутацию производственных предприятий, но одновременно они привели к росту рубля, из-за чего компании стали менее конкурентоспособными.

Одновременно российские политики выступают против создания защищенного "стабилизационного фонда", где неожиданные нефтяные прибыли можно было бы оставлять на черный день.

Появляются признаки того, что экономическая реформа замедляется - политики начинают нервничать, им не хочется идти на непопулярные меры в преддверии выборов. Парламент сохранится в нынешнем составе до 2003 года. Президентские выборы пройдут в 2004 году. Многие сложные реформы уже переносятся на более поздние сроки.

Несмотря на обещание либерализовать естественные монополии - газ, электричество и железные дороги - появились признаки того, что правительство не хочет резко повышать тарифы. Тем самым, оно переносит реформы на период с более низкими темпами экономического роста, когда негативная реакция общества будет более резкой.

Одним из важнейших вопросов является банковская реформа. На рынке доминирует контролируемый государством "Сбербанк". Конкуренты обвиняют его в несправедливой игре. Центральный банк мало что делает для того, чтобы закрыть учреждения, страдающие от низкого уровня капитализации, не проводит реструктуризацию. В результате система страдает от недостатка кредитования, что мешает развитию среднего и малого бизнеса.

Егор Гайдар - занимавший в 1991 году пост первого вице-премьера Бориса Ельцина и проводивший первые посткоммунистические реформы - считает, что администрация Путина поступает правильно, не пытаясь в данный момент браться за решение многих проблем одновременно.

Тем не менее, сохраняется необходимость прикладывать дополнительные усилия во внутренней и внешней политике, в первую очередь в правовой сфере. Корпоративные юристы - число которых постоянно растет - говорят, что они достаточно доверяют судьям и могут советовать своим клиентам обращаться в российские суды. Однако есть опасения, что даже если решения судов непредвзяты, они не всегда должным образом исполняются.

Крупные компании, обладающие политическим и коммерческим влиянием, обычно находят выход. Мелкие инвесторы постоянно находятся под угрозой попасть в бюрократическую ловушку. Сложной остается ситуация мелких акционеров.

"Решение о том, стоит ли вкладывать средства, должно приниматься с учетом того, способны ли правовые институты защищать твои права", - говорит Гэри Джонсон, глава американской кварцевой компании Sawyer, которая может потерять свыше 8 млн. долларов в ходе конфликта, разгоревшегося в 1997 году из-за завода, арендованного Sawyer в городе Владимире.

Главный показатель - это объемы прямых иностранных инвестиций, а они остаются скромными.

Тем не менее, после периода неумеренного энтузиазма середины девяностых, после которого последовал резкий откат, связанный с дефолтом 1998 года, инвесторы начинают искать новый, более взвешенный баланс.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru