Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
13 октября 2004 г.

Редакция | FIDX

Россия: правозащитники столкнулись с "диктатурой закона"

Париж - Женева. Защита гражданских прав в современной России сопровождается столкновениями с многочисленными местными, региональными или федеральными властями, а также с преступными группировками, которые, не раздумывая, уничтожают тех, кто смеет противостоять им. Еще хуже то, что, в то время как, согласно международным постановлениям, государство должно оказывать им помощь и обеспечивать защиту, судебная система, силы закона и порядка или администрация угрожают и преследуют правозащитников, и их дискредитируют верховные государственные власти.

20 июня 2004 года, Санкт-Петербург, Россия: Застрелен 64-летний Николай Гиренко, представитель одной из главных антирасистских организаций в Санкт-Петербурге. Его убийцы до сего дня не найдены.

С усилением власти Владимира Путина (контроль над СМИ, конституционные изменения и пр.), особенно в контексте приоритета борьбы с терроризмом, усиливается контроль над обществом. В то же время Дума превращена в автоматическую печать одобрения президентских решений, и защитники прав человека постепенно теряют ту небольшую поддержку, на которую они до сих пор могли рассчитывать.

Встревоженная сообщениями партнерских организаций в России, FIDH в рамках программы "Наблюдение за защитой правозащитников", провела несколько международных следственных выездов в сентябре и декабре 2003 года и в мае 2004 года. В Москве и Санкт-Петербурге проводились беседы с представителями ассоциаций правозащитников, подтвердившими все увеличивающиеся сложности, с которыми им приходится сталкиваться во время выполнения их миссии. После изучения текстов законов, имеющих отношение к ассоциациями, FIDH может подтвердить эти опасения, и сегодня публикует доклад "Россия: правозащитники столкнулись с "диктатурой закона".

"Диктатура закона": этим выражением Владимир Путин называет свою концепцию "контролируемой демократии", которую он желает создать. Ссылаясь на конфликт в Чечне, который до сих пор остается неразрешенным, он оправдывает существование сильного государства и укрепления "вертикали власти".

Один из методов, используемых российскими властями для эффективного контроля над ассоциациями, это укрепление законодательного арсенала. В июле 2003 года Дума приняла новый закон, который серьезно ограничивает свободу собраний и демонстраций. Все запросы на проведение собраний должны подаваться на предварительное одобрение, по крайней мере, за 10 дней, а некоторые встречи поблизости от "административных зданий, школ, посольств и представительств зарубежных организаций" запрещены, однако определение понятию "зона безопасности" не дается, и это оставляется на усмотрение властей.

5 августа 2004 года еще один закон относительно сбора налогов был принят Думой в первом чтении, и его второе чтение должно состояться 15 октября 2004 года. Это еще одна попытка российского государства поставить под контроль деятельность неправительственных организаций через составление списка - по чисто произвольным критериям - национальных спонсоров, гранты которых не будут подвергаться налогообложению (это фактически означает, что те, кого в списках не будет, будут платить налоги).

Процедура регистрации - это еще один дополнительный механизм контроля - регистрация неправительственной организации должна быть одобрена министром юстиции.

Наконец, в конце сентября президент Путин подписал указ в отношении дополнительных государственных мер по поддержке правозащитного движения в России. Этот указ оговаривает создание Международного центра защиты прав человека в России и интеграцию правозащитных неправительственных организаций в работу консультативных органов, созданных представителями президента на региональном уровне.

Хотя внешняя цель этого нового закона - консолидация гражданского общества и уважение прав человека, существует опасение, что это фактически еще один способ более эффективно контролировать движение неправительственных организаций.

Более того, российское правительство использует финансовую поддержку, оказываемую определенным ассоциациям правозащитников состоятельными российскими предпринимателями как предлог для дискредитации этих ассоциаций. Озвучивая сомнение в том, что эти ассоциации действуют этично, а также сомнение в их "истинных мотивах", российские власти намерены отодвинуть эти организации как можно дальше и разбить правозащитное движение, проведя черту между хорошими и плохими неправительственными организациями.

Цитата: "В нашей стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских объединений и союзов. Но далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей. Для части этих организаций приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов, для других - обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов". (Президент Владимир Путин, Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, 26 мая 2004 года)

Наконец, широко распространено давление и прямые атаки на правозащитников, особенно в Чечне, где местные неправительственные организации, работающие за закрытыми дверями, сталкиваются с ситуациями крайней опасности (попытки убийств, угрозы, преследование, обыски помещений неправительственных организаций).

9 января 2004 года: Аслан Давлетукаев, доброволец Общества российско-чеченской дружбы, был забран из своего дома вооруженными людьми. Его тело со следами пыток и увечий было найдено неделей позднее разведывательным подразделением российской армии.

14 сентября 2004 года: Фатима Газиева, одна из основателей неправительственной организации "Эхо войны", была арестована вооруженными людьми и доставлена на военную базу российской федеральной армии в Ханкале. Ее освободили через день, после допроса, посвященного ее деятельности. Это давление и насилие против активистов также зафиксировано и в других частях страны, особенно в Санкт-Петербурге ("Солдатские матери Санкт- Петербурга", "Мемориал"), в Краснодаре, где власти инициировали несколько судебных процессов против местных неправительственных организаций с целью закрытия этих ассоциаций, а также в Татарстане.

В завершение следует отметить, что положение правозащитников в России ухудшается, в то время как политическое господство партии власти и мобилизация администрации к ее услугам усиливается. Признаки ухудшения ситуации налицо - особенно по сравнению с ситуацией в годы перестройки и в конце 1990-х.

Эти угрозы - прямые и косвенные - нависли над самим существованием ассоциаций, и в контексте захвата властями СМИ это свидетельствует об однозначной деградации ситуации с правами человека в России.

Инициаторы программы "Наблюдение за защитой правозащитников" обращаются к российским властям с требованием: гарантировать физическое и психологическое единство правозащитного движения; прекратить преследование правозащитников и проводить беспристрастные и глубокие расследования для выявления и наказания тех, кто их атакует; гарантировать свободный доступ правозащитников-активистов и независимых журналистов на чеченскую территорию.

Наконец, они просят российские власти реформировать методы регистрации и налогообложения организаций и соблюдать Декларацию, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1998 года, в отношении деятельности активистов защиты прав человека, а также выполнять международные и региональные постановления в отношении прав человека, которые распространяются и на Россию.

Источник: FIDX


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru