Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
13 октября 2009 г.

Мориц Гатманн | Tagesspiegel

Кавказ: замкнутый круг

С того момента, как в апреле этого года официально была завершена "контртеррористическая операция" на территории Чеченской республики, в самой Чечне, а также в соседних Дагестане и Ингушетии практически каждую неделю в воздух взлетают смертники, пишет Der Tagesspiegel . Они редко бывают старше 25 лет и, умирая, стараются забрать с собой побольше представителей правоохранительных органов. Эти теракты, отмечает издание, по всей видимости, готовятся далеко: на прошлой неделе в Берлине в ходе спецоперации были выявлены исламисты, планировавшие теракты в России. На улицах Грозного люди в униформе ходят с оружием на изготовку - любой, кто к ним приближается, может оказаться шахидом - мучеником Аллаха.

Далее корреспондент рассказывает: 31-летний Увайс, работающий в столице Чечни адвокатом, приехал в пятницу в Шали, расположенный в 35 км к юго-востоку от Грозного. Дело в том, что двое смертников подорвали себя накануне у поста милиции, и среди раненых оказался его 22-летний двоюродный брат Амин. Сейчас брат находится в искусственной коме, поделился Увайс, он получил пулевое ранение в голову. Амин стал полицейским всего несколько месяцев назад, несмотря на то, что отец говорил ему о рисках, связанных с этой работой. "Для молодежи здесь есть все две возможности заработать: пойти работать в милицию или на стройку", - пояснил отец Амина, под глазами которого от бессонных ночей у палаты сына легли темные круги. Не приходя в сознание, молодой человек скончался.

По словам родственников молодого милиционера, уже известно, что смертник был всего на год моложе Амина - на снимке, сделанном очевидцами теракта на мобильный телефон, виден труп молодого мужчины с широко открытыми глазами - пояс, начиненный взрывчаткой, оставил от него только верхнюю часть туловища и одну руку.

В шашлычной, расположенной напротив больницы, с экрана телевизора вещает преисполненный чувства собственного достоинства президент республики Рамзан Кадыров, называющий боевиков "шайтанами" и обещающий вскоре покончить с ними.

Однако не только сотрудники правоохранительных органов, но и политическая элита взята на мушку террористами, продолжает журналист: в конце июня моджахед подорвал автомобильный кортеж президента Ингушетии Евкурова - глава республики получил тяжелые ранения. Всего борьба чеченцев за независимость с 1994 года унесла жизни 60 тысяч человек, превратившись в гражданскую войну исламистов-фундаменталистов против местной властной элиты.

При этом, пишет автор публикации, в последние годы были устранены все те, кто ставил под сомнение власть Рамзана Кадырова: Аслан Масхадов, экс-президент, был убит в 2005, лидер боевиков Шамиль Басаев ликвидирован российскими спецслужбами в 2006, были устранены и братья Ямадаевы - заклятые враги клана Кадырова. Теперь, замечает издание, президент Чечни бросил все силы на борьбу с исламистами под предводительством самопровозглашенного эмира Доку Умарова.

Исламисты отвечают терактами с участием смертников, которые задевают самое больное место еще не оправившейся от войны республики. Сами чеченцы, привыкшие за 20 лет к бомбежкам и похищениям, шокированы новой стратегией исламистов. "Такого здесь еще не было", - потерянно говорит Увайс.

На улице Новаторов, несмотря на то, что пятиэтажки заново выкрашены и следы войны почти исчезли, с наступлением темноты ощущается всеобщая нервозность. Слухи распространяются с быстротой молнии - поговаривают о новых терактах. То, о чем умалчивает чеченское телевидение, передается из уст в уста. Мужчины, собравшиеся во дворе, смотрят с экрана мобильного телефона видеозапись, на которой идеолог боевиков Саид Бурятский говорит об Аллахе, джихаде, а затем демонстрируется теракт у министерства внутренних дел в столице Ингушетии, унесший жизни 25 человек. Симпатии к смертнику собравшиеся мужчины не испытывают, а вот уважение - наверняка, констатирует автор. "Это был человек с идеалами", - говорит молодой чеченец.

"Она одна защищала униженных", - говорит Зулпа Дакаева об убитой правозащитнице Наталье Эстемировой. Все остальные, добавляет женщина, боятся за свои кресла. Несмотря на обещания, власти республики так и не выделили семье Дакаевой квартиру после того, как в 2000 году ее дом был разрушен гранатами. Во всех несчастьях она винит чиновников Кадырова, которые обогащаются за счет средств из Москвы.

Подобные истории знакомы практически всем жителям Грозного: чтобы получить компенсацию в размере 8000 евро за разрушенный дом, 30% придется отдать чиновнику, рассказывает соседка Зулпы Дакаевой.

Нурди Нухашиева, уполномоченного по правам человека в Чечне, это не сбивает с толку. "Решение проблемы зависит от гражданского общества", - утверждает он. "Тот, от кого требуют взятку, имеет законную возможность воспротивиться этому: наша правовая система работает", - настаивает Нухашиев, в рабочем кабинете которого висит фотография, на которой он запечатлен вместе с Кадыровым. Во всех бедах Нухашиев винит информационные кампании, которые Запад проводит против Чечни и России при помощи финансируемых им организаций типа Human Rights Watch и "Мемориала".

Источник: Tagesspiegel


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru