Украинская молодежная организация "Пора" была одной из движущих сил "оранжевой революции" в Киеве. Один из ее создателей Андрей Усов рассказал, что теперь "Пора" собирается преобразоваться в партию и нести демократию в другие восточноевропейские страны. 
- Каковы сегодня цели молодежной организации "Пора"? 
- Мы хотим продвигать демократию. Мы боремся с коррупцией и злоупотреблениями властью, пытаемся защитить мелкие и средние предприятия. Стабильное, свободное и демократическое общество базируется на соблюдении прав человека. 
- К чему конкретно вы сейчас стремитесь? 
- Мы хотим защитить власть народа. Демократии нельзя достичь одной победой, это процесс. Нам предстоит еще много работы. 
- Имеется ли сегодня на Украине политический вакуум? 
- К сожалению, да. За последние пятнадцать лет так и не возникла новая элита. Аппарат всегда воспроизводил только новых аппаратчиков. Но ситуация небезнадежна. В последние годы, с усилением оппозиции, по меньшей мере в парламентах разных уровней, выросли новые лидеры. Им от 25 до 40 лет, и они являются тем резервом, который может прийти на смену старой бюрократии. Тем не менее на формирование новой элиты нужны годы. Мы пытаемся ускорить данный процесс и с этой целью организуем тренинги для молодых специалистов. 
- Кто финансирует ваше движение? 
- "Пора" финансируется мелкими и средними предприятиями, конечно, на конфиденциальной основе. Наш бюджет маленький. Наши активисты работают на общественных началах. У нас они реализуют свои гражданские права. 
- "Пора" хочет стать партией. Почему? Ведь ваше влияние и так велико. 
- Без статуса партии мы не можем полностью осуществить нашу программу. Люди доверяют нам, и благодаря нам они могут работать в органах власти. Старые партии практически не дают молодым людям никакого шанса. У нас же они этот шанс получают. 
- Новое правительство вроде бы поддерживает "Пору". Почему же у вас в этом случае возникли сложность с регистрацией партии? 
- Мы никогда не собирались самораспускаться ради нового правительства. "Пора", как партия, - это вызов для всех - как для правительства, так и для оппозиции. Никто не любит таких конкурентов. Но я думаю, что новые люди, пришедшие к власти, не станут прибегать к методам своих предшественников. 
- В феврале в Братиславе вы встречались с американским президентом Бушем. Каков был результат? 
- Для нас было успехом уже то, что эта встреча состоялась. Для Украины важно, чтобы все ее стратегические партнеры поддерживали демократию. Конкретно мы говорили о том, как распространить украинский демократический процесс на другие страны СНГ. 
- То есть вы хотите экспортировать демократию в другие страны бывшего Советского Союза? 
- Да. Мы учреждали "Пору" и как международную организацию. Мы хотим поддержать слабую демократию в Центральной и Восточной Европе. 
- И как вы собираетесь это делать? 
- Мы собираемся распространять информацию о нашем опыте, о событиях на Украине. С другой стороны, мы также собираемся рассказывать о процессах, идущих в других странах, мы хотим пробудить интерес к нашей инициативе в демократических государствах. Наша цель - это все бывшие советские республики. Мы не создаем никаких отделений "Поры", это было бы вмешательством во внутренние дела других государств. Но информировать людей о нашем опыте - это наш моральный долг. 
- Какие страны имеют для вас первостепенное значение? 
- Прежде всего, это все наши соседи. Они являются стратегическими партнерами Украины. 
- Как Россия будет реагировать на распространение демократии? 
- Это зависит от того, как новые силы будут вести себя по отношению к России. Зависимость молодого поколения от бывшего Советского Союза и России, как его центра, гораздо меньше, чем у старшего. Москва не хочет терять сферу своего влияния. Ее экономическая, а также информационная политика в отношении соседних демократических стран станет, конечно, жестче. Но демократизация необратима. Она начнется и в России. 
- Возможен ли экспорт демократии в Россию? 
- Возможен и необходим. Но на это нужно время. Русские преклоняются перед властью. Они привыкли к царю.