Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 апреля 2006 г.

Ангела Келер | Die Presse

Северная Корея учится капитализму

В промышленной зоне Кесон диктатор Ким предоставляет дешевые рабочие руки концернам из Японии и Южной Кореи

Возможно, "любимый руководитель" Северной Кореи творит на своей южной границе то, что противоречит марксистскому учению и чревато гибелью страны. Ким Чен Ир сдает здесь рабочих из "рая для трудящихся" в аренду врагам-капиталистам из Южной Кореи и Японии.

"Благодаря Кесону мы принесем на корейский полуостров мир и благосостояние", - вещает Ким Хё Чон в лучших традициях функционеров. "Маленькой Ким", как он позволяет называть себя в шутку, является главой северокорейской особой экономической зоны Кесон, первого капиталистического анклава, который "мудрый руководитель" Ким Чен Ир допустил в своей империи социализма каменного века.

К северу от последней тщательно охраняемой демаркационной линии времен холодной войны, примерно в часе пути на машине из южнокорейской столицы Сеула, около 6000 товарищей за двухметровыми заборами шьют блузки и рубашки, штампуют подошвы для спортивной обуви, изготавливают бензонасосы и кастрюли. По мере необходимости южнокорейские фирмы заказывают себе коммунистических поденщиков.

Шесть дней в неделю примерно 200 автомобилей привозят сюда с юга, минуя железный занавес, сырье, а на обратном пути забирают готовый товар, промаркированный Made in Korea. Он продается в Сеуле и экспортируются в Европу и Японию.

Этим недовольны, в первую очередь, американцы, не желающие пускать к тебе товары из "государства-изгоя" Северная Корея, которые на этом основании разорвали с Южной Кореей договор о свободной торговле. Вашингтон не волнует, что Кессон экспортирует всю потребляемую им энергию, все виды сырья и оборудования и даже канцелярские скрепки. Режим Кима предоставляет только землю и рабочие руки.

Северная Корея на этом хорошо зарабатывает. Месячная зарплата в 50 долларов плюс 7,50 долларов на социальное страхование вносятся на счет государственного агентства в Пхеньяне. Данные о том, сколько получают на руки рабочие, охраняются как государственная тайна. По другим зарубежным проектам - в Словакии, Сибири и Дубаи - известно, что северокорейское руководство, как правило, оставляет себе больше половины денег из фонда заработной платы. На четыре сотни торговцев из Южной Кореи, которые проживают в этом пыльном гетто в жилых вагончиках, Ким тоже наложил свою руку: теперь им приходится платить подоходный налог в Северной Корее.

Зато южнокорейские фирмы в первые пять лет остаются неподотчетными государственной казне, с них не взимаются даже импортные пошлины. Уплате подлежит лишь 14-процентный налог на прибыль - переводить его следует, разумеется, в Пхеньян. "Условия даже более благоприятны, чем во Вьетнаме", - говорит Ким Дон Кын, председатель Объединенного гражданского административного комитета, который обучает северных корейцев капиталистическому способу производства. Хотя им доверяют только трудоемкие, низкотехнологичные задачи, но элитный пролетариат Кима является квалифицированным, его мотивация очень сильна, уверяют южнокорейские менеджеры. В текстильной фирме Shin Won 40% северных корейцев имеют высшее образование.

Тем не менее, зарплата в 50 долларов является самой низкой в мире. На сегодняшний день она на 20 долларов ниже вьетнамской, на 50-150 долларов ниже китайской и как минимум на тысячу долларов ниже средней заработной платы в Южной Корее. Рабочее время составляет 48 часов в неделю, забастовки исключаются.

"В Китае уже давно не найдешь столь привлекательных условий", - такими словами Хван Ву Сын обосновывает перенос части производства своей сеульской текстильной фирмы Shinwon в Северную Корею. Не является ли это самой настоящей эксплуатацией? "Мы всего лишь бизнесмены", - оправдывается Бюн Ха Чун, менеджер по развитию из компании Hyundai Asan.

На сегодняшний день освобождение от налогообложения и, прежде всего, низкие зарплаты привлекли в Кесон 16 компаний из Южной Кореи и Японии. К концу 2007 года фирм будет уже около 1800.

Дочерняя фирма компании Hyundai "Азан", которая уже инвестировала на севере в общей сложности более миллиарда долларов и, помимо производственных, осуществляет там еще и несколько туристических проектов, хочет развивать этот капиталистический анклав в пограничном пыльном горном регионе, вложив до 2012 года в эти 67 квадратных километров еще 220 млн долларов.

Тогда в капиталистических условиях будет работать до 730 тысяч северных корейцев. Количество телефонных линий, ведущих на юг, которых сейчас 340, согласно плану возрастет до 10 тысяч, постепенно будет увеличиваться подача электроэнергии.

Однако Ким Чен Ир должен считаться с тем, что он втягивается в опасную игру. Теперь диалектика диктуется классовым врагом с юга. Хотя рабочие с севера и менеджеры с юга практически между собой не общаются и питаются в разных столовых, но системные различия в технике, гигиене и организации труда бросаются в глаза даже наиболее идеологически стойким товарищам. Кто работает в Кесоне, тот уже наполовину выбился из корейской нищеты.

Источник: Die Presse


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru