14 августа 2002 г.

Серж Бимпаж | Tribune de Genève

Новое оружие против СПИДа и рака

Последние открытия в области генетики могут помочь, ослабить или "законсервировать" гены, отвечающие за такие болезни, как СПИД, гепатит или рак. Главное, говорил Сент-Экзюпери, нельзя увидеть глазами. Это выражение как нельзя лучше подходит к недавним открытиям в области генетики. Вспомните, что еще несколько недель назад мы рассказывали вам о последних достижениях в области генной терапии: о тканях, костном мозге, поджелудочной железе или мышцах, полученных при помощи здоровых клеток, внедренных в больной орган. Уже проведены успешные опыты в области лечения болезней сердечно-сосудистой системы, диабета или болезни Альцгеймера.

И вот, после летнего затишья, стало известно о второй революции в области генетики. Названный специалистами "вмешательство ARN", этот метод заключается не в активизации развития здоровых клеток, добиваясь, чтобы они взяли верх над больными клетками, а, наоборот, в подавлении развития пораженных клеток. Иными словами, речь идет о "приглушении" или "консервировании" совершенно определенных генов, идентифицированных, как способствующие заболеваниям. Теперь можно говорить не только о лечении таких вирусных болезнях, как СПИД, гепатит или рак, но также и о болезнях, свойственных растениям и животным.

Журнал Nature опубликовал результаты исследований, проведенных двумя группами ученых, которые свидетельствуют о том, что теперь клетки человеческого организма могут сопротивляться вирусам СПИДа или полиомиелита. The Independent опубликовал статью, посвященную методу "вмешательство ARN". Лаборатории всего мира работали над этой проблемой не один десяток лет. То есть, речь не идет о неожиданном открытии. "На протяжении многих лет мы пытались дезактивировать вредоносные гены", - прокомментировал консультант по науке журнала Nature. - И у нас получилось! Это открытие может стать мощным оружием против вирусов и рака!"

Эта красивая история началась в 1990 году в Университете Туксон, Аризона. В тот день, как всегда, профессор Ричард Йоргенсен проводил опыты, связанные с молекулярными механизмами окрашивания цветов. Он превращал сиреневые петунии в цветы белого цвета, вводя в их генетический код. К одним генам добавлялись другие гены, обычно отвечавшие за окрашивание. Он решил пойти дальше и добиться более интенсивной сиреневой окраски. Совершенно безотчетно, он открыл тот факт, что привитие гена, отвечающего за окрашивание, к уже существующему "естественному" гену петунии, отвечающему за эту же функцию, подавляла общий механизм окрашивания.

Источник: Tribune de Genève