Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 августа 2007 г.

Роберт Новак | The Washington Post

Наследие Карла Роува

Самые бессмысленные разговоры, которые ведутся сегодня в Вашингтоне, касаются вопроса о том, кого руководитель аппарата Белого дома Джош Болтен назначит вместо Карла Роува. Этот человек действительно незаменим. Никто больше не будет пытаться объединить в своих руках партийную и государственную политику, как это делал Роув. Да и соратники по Республиканской партии сомневаются, стоило ли самому Роуву делать подобные попытки.

Карл Роув стал основной мишенью для конгрессменов-демократов еще до того, как в феврале 2005 года наряду с должностью старшего советника президента Буша занял и пост заместителя главы его аппарата. После объединения в его руках этих должностей нападки на Роува стали еще активнее. С недавних пор высокопоставленные представители Республиканской партии стали высказываться за то, чтобы он покинул правительство, надеясь таким образом ослабить критику со стороны демократов.

И хотя возвращение Роува в Техас вряд ли умерит недовольство оппозиции, сама возможность этого заставляет задуматься о том, сколь двойственное наследие он оставил. Роув - один из самых осторожных и успешных руководителей в истории американской политики. И тем не менее, сами республиканцы, особенно в Конгрессе, считают его составляющей большой проблемы, которая стоит перед партией.

Роув - уникальный человек, мастерский политик, который обладает всеобъемлющими знаниями по американской политической истории. 20 лет назад, в Остине, будучи молодым и никому не известным предвыборным консультантом, он взял под крыло Джорджа Буша-младшего (терпевшего поражения и в политике, и в бизнесе) и снабдил его планом, который в результате привел того в Белый дом.

Однако победа на выборах 2000 года оказалась столь неубедительной - разница составила всего 1 тыс. голосов избирателей во Флориде и один голос в Верховном суде, - что демократы назвали Буша "нелегитимным" президентом. В ответ Роув усилил опору республиканцев, использовав в партийном строительстве сотрудников администрации Буша. Это не новое явление в американской политике, однако в последние шесть с половиной лет оно проявилось наиболее ярко.

Сращивание партийной и политической работы отлично иллюстрирует тот факт, что в Белом доме стали распространяться по электронной почте отчеты Республиканского национального комитета, а президентские советники получили партийные карманные компьютеры. Полное слияние подтвердилось после победы на выборах 2004 года, когда Роув, будучи заместителем главы президентского аппарата, занимался одновременно и государственными, и партийными делами.

Тогда в рядах республиканцев Роуву пели дифирамбы как искусному политику. Он обеспечил партии убедительную победу на промежуточных выборах 2002 года, а до и после - две победы на президентских выборах, при том что у его кандидата имелись явные проблемы. Но благодарность в политике не бывает вечной. После поражения на выборах 2006 года аплодисменты конгрессменов-республиканцев сменились ропотом.

Не способствовало росту популярности Роува на Капитолийском холме и то, как он объяснил кандидатам на выборах 2008 года поражение, пережитое в 2006 году. По словам Роува, оно было связано с неоправданными расходами и множеством скандалов в Конгрессе, подконтрольном республиканцам. А многие конгрессмены-республиканцы объясняли победу демократов войной в Ираке, а также желанием Буша и Роува "национализировать" промежуточные выборы.

Роув никогда не отступал перед трудностями и всегда стремился создать широкую базу для республиканского большинства. Однако мощный удар ему нанесло расследование специального прокурора Патрика Фитцджеральда, который занялся делом об утечке данных о ЦРУ. Фитцджеральд с самого начала знал, что основным моим источником, благодаря которому стало известно о работе Валери Плейм на ЦРУ, выступал не Роув, а не названный по политическим мотивам заместитель госсекретаря Ричард Армитидж. Однако прокурор едва не обвинил Роува в лжесвидетельстве и создании помех правосудию. Роув начал мешать Бушу, поскольку оказался главным объектом нападок для политиков левого толка.

Джозеф Уилсон не знал о том, кто был моим источником, когда заявил, что нужно "запихнуть" Роува в тюрьму - это бестолковое выражение вскоре подхватили и блоггеры, и политики. Некий словоохотливый присяжный, признавший Скутера Либби виновным в лжесвидетельстве и создании помех правосудию, выразил сожаление, что на скамье подсудимых был не Карл Роув.

Стремление добраться до Роува никуда не исчезло и после дела Плейм. Конгрессмены-демократы пытались разобраться с ним при увольнении федеральных прокуроров. Поскольку импичмента президента не ожидалось, Роув казался наиболее подходящей ему заменой.

Не удивительно, что один из высокопоставленных республиканцев наводил справки о том, не ослабят ли свирепые демократы нажим в Конгрессе, если раздражающий их Роув исчезнет. В такой печальной обстановке и уходит со сцены один из самых успешных и влиятельных президентских советников.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru