Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 декабря 2006 г.

Нил Бакли | Financial Times

Путин наносит Белоруссии двойной энергетический удар

Россия готова нанести двойной удар по экономике одного из своих ближайших союзников, что может сильно осложнить жизнь человеку, которого США называют "последним диктатором Европы".

Продолжая оказывать давление на Белоруссию с целью заставить ее платить гораздо больше за газ, Москва заявила на этой неделе, что с будущего года обложит экспортной пошлиной в размере 180,70 доллара за тонну ранее беспошлинный экспорт российской нефти в соседнее славянское государство.

Эти меры могут сильно уменьшить или ликвидировать ежегодную субсидию, превышающую 4 млрд долларов, которую Россия предоставляет Белоруссии, помогая ее авторитарному президенту Александру Лукашенко обеспечивать более высокие зарплаты и уровень жизни своему 10-миллионному населению.

Это, говорят аналитики, затруднит сохранение поддержки, благодаря которой Лукашенко в марте был переизбран на третий президентский срок 82% голосов - хотя иностранные наблюдатели отмечали, что выборы не соответствуют международным стандартам. Это также может вбить клин между странами, имеющими тесные культурно-исторические связи.

Недавно Лукашенко заявил российским журналистам, посетившим Минск, что повышение газовых цен до рыночного уровня равноценно полному разрыву отношений. Он добавил, что Белоруссия выживет, но лишится последнего союзника.

Белоруссия платит всего 46,67 доллара за тысячу кубометров российского газа, экономя более 3 млрд долларов по сравнению с рыночными ценами, но теперь Россия добивается повышения цены до 200 долларов.

В то же время Белоруссия беспошлинно импортирует нефть из России, перерабатывает ее на двух нефтеперерабатывающих заводах и продает нефтепродукты в Западную Европу по рыночным ценам, получая солидную прибыль. Российские экспортные пошлины лишат белорусский бюджет примерно 1,7 млрд долларов в год.

Это резкий поворот по сравнению с тем, что было девять месяцев назад, когда российского президента Владимира Путина критиковали как одного из немногих мировых лидеров, поздравивших Лукашенко с сомнительной победой на выборах. Это тем удивительнее, что в середине 1990-х годов Россия и Белоруссия подписали соглашение о создании политического и экономического союза, включая единую валюту и союзную конституцию.

Аналитики в обеих странах полагают, что Москва наказывает Лукашенко за невыполнение обещаний о более тесной интеграции с Россией, включая валютный союз и продажу половины белорусской распределительной компании "Белтрансгаз" российскому газовому гиганту "Газпром". "Белтрансгаз" контролирует экспортный газопровод, идущий в Западную Европу.

"Лукашенко превратил свою риторику в деньги, - говорит Ярослав Романчук, глава Исследовательского центра Мизеса в Минске. - Он продал обещания интеграции по более высокой цене, но теперь Путин чувствует, что его обманули".

Аналитики связывают поддержку Союза России и Белоруссии со стороны Лукашенко в 1990-е годы с его уверенностью, что это принесет ему высокий пост в Москве, возможно, даже пост президента Союза. Его энтузиазм угас, когда Кремль ясно дал понять, что такой перспективы нет.

Лукашенко говорит, что в предвыборный период не может быть и речи о дальнейшей интеграции с Россией. Это откладывает все вопросы до 2008 года, когда в России пройдут президентские выборы.

Теперь президент Белоруссии стоит перед трудным выбором. Ему никак не хочется отдавать России половину "Белтрансгаза", который один западный дипломат называет белорусской "священной коровой".

Но даже ограниченное повышение цен на газ может сделать значительную часть преимущественно государственной индустрии страны неконкурентоспособной, а передача части "Белтрансгаза" может лишь отсрочить требование России платить по более высоким газовым ценам. По оценке бывшего управляющего Центральным банком Белоруссии Станислава Богданкевича, 60% белорусской индустрии приносит низкий доход или вообще убыточно.

Независимые экономисты полагают, что Лукашенко может оказаться вынужденным провести рыночные реформы в экономике. Это означало бы приватизацию некоторых наиболее привлекательных промышленных активов, наиболее вероятными покупателями которых являются российские компании.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru