Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 февраля 2001 г.

Бен Арис | Euromoney

Два Путина жонглируют тремя кремлевскими кланами

Владимир Путин быстро расправился с печально известными российскими олигархами, которые процветали во времена Бориса Ельцина, но ?Семья? до сих сохраняет определенное влияние в Москве. Кроме нее в Кремль вошли две новые группировки. Сергей Иванов возглавляет сторонников жесткой линии, которых Путин использует для того, чтобы укрепить свою политическую власть. Герман Греф ? лидер либеральных экономистов, создающих программу экономических реформ. Между ними может произойти столкновение.

В мае прошлого года, когда Владимир Путин формально стал президентом, его клеймили как диктатора и прославляли как самого либерального и реформаторски настроенного российского политика с момента начала реконструкции страны. В зависимости от того, с какой точки зрения посмотреть на ситуацию, он до сих пор соответствует обоим описаниям.

?Есть два Путина ? экономический и политический?, - считает Роналд Нэш, старший политический аналитик российского инвестиционного банка Renaissance Capital.

Поначалу его считали творением ?Семьи? - группы предпринимателей и олигархов с политическими связями в Кремле, возникшей во эпоху Ельцина. Однако Путин добился значительного прогресса в своих усилиях по консолидации личной власти. Тем не менее схватка между тремя кланами ? ?Семьей?, чекистами (группой жестких авторитарных политиков) и санкт-петербургскими либералами (экономистами, сторонниками свободного рынка) ? еще не завершена.

В начале 2000 г. ?Семья? взяла хороший старт, но за лето Путин смог ограничить ее влияние, а к ноябрю бой вошел в финальную стадию. Сверхолигарх, лидер ?Семьи? Борис Березовский и медиа-олигарх, владелец холдинга ?Медиа-Мост? Владимир Гусинский не явились на допрос в Генпрокуратуру, а в настоящее время по сути пребывают в политической ссылке.

Остальным олигархам, элитарным российским бизнесменам, сказали, что либо они будут заниматься исключительно собственным бизнесом, либо их ждет судьба Березовского и Гусинского. Похоже, они хорошо усвоили преподанный Путиным урок, поскольку начинают хором петь о правах акционеров, повышении объемов инвестиций и высоком качестве корпоративного управления.

После того, как олигархи проиграли, укрепились позиции чекистов, возглавляемых Сергеем Ивановым, бывшим генералом КГБ, старым знакомым Путина по Санкт-Петербургу. Иванов является также главой Совета Безопасности. Формально это лишь консультативный орган президента, но сейчас Совет Безопасности получил в свои руки реальную власть и хочет получить еще больше.

Вызывает тревогу то, что Путин начал все чаще поднимать ?вопрос о безопасности?. Атака Кремля на Гусинского вызвала шум во всем мире. Эти действия были восприняты общественностью всего мира, как нападки на свободу российских СМИ. Защищаясь, Путин говорил о ?безопасности? в информационной сфере.

Точно также, начав атаку на независимость губернаторов, он объяснял свои действия интересами ?региональной безопасности?. А кому заниматься безопасностью страны, как не Совету Безопасности?

Совет Безопасности играет в регионах еще более важную роль. Губернаторы лишились своих мест в верхней палате парламента, а 89 российских регионов были разделены на семь федеральных округов. Генералы-губернаторы этих округов являются постоянными членами Совета Безопасности и отчитываются перед Ивановым, хотя по-прежнему подчиняются напрямую Путину. Летом эти люди начали увольнять сотрудников местных администраций и создавать свои собственные органы управления.

Сначала предполагалось, что генералы-губернаторы будут ?наблюдателями?, следящими за тем, как регионы исполняют волю федерального правительства. Рост их власти нельзя назвать безусловно негативным явлением, поскольку центру необходимо укрепить контроль на периферии. Большинство губернаторов управляют своими регионами так, как будто бы это их личные поместья. Татарстан, например, дошел до того, что попытался начать печатать собственные паспорта.

?Большинство российских губернаторов пришли к власти при помощи манипуляций в местной прессе, при поддержке сотрудников избирательных комиссий и местной полиции, которая запугивала оппонентов, - рассказывает Том Эдшид, политический аналитик московского инвестиционного банка ?Тройка-Диалог?. ? Поэтому использование политического веса Москвы - и Путина в частности - для того, чтобы губернаторы стали послушнее, не подрывает демократию, потому что никакой демократии и не было, нечего подрывать?.

Центр берет контроль в свои руки

Но внедряемые механизмы очень легко можно использовать для злоупотреблений: губернаторы избираются всенародным голосованием, и именно они несут ответственность перед населением своих регионов. Генералы-губернаторы несут ответственность лишиь перед президентом.

Путин-политик хочет централизовать власть. И это не просто одно из периодических колебаний политического маятника. Николай Петров, приглашенный профессор американского колледжа Макалестер, считает, что Путин изменил правила игры.

Иванов хочет сделать правительство ручным.

?Ситуация, сложившаяся в 2000 г. кардинальным образом отличается (от эпохи Ельцина), - сказал Петров в ходе беседы в московском Центре Карнеги. ? Мы наблюдаем не очередной взмах маятника в сторону центра, а сдвиг его оси по направлению к централизации?.

После реформ, проведенных в Совете Федерации и Думе, природа отношений между центром и периферией полностью изменилась, политический вес федеральных округов ? о которых ничего не говорится в Конституции 1993 г. ? значительно вырос. После того, как генералы-губернаторы вошли в состав Совета Безопасности, этот орган стал играть новую и более значительную роль в изменившейся структуре государства.

Путин внимательно следил за прошедшими минувшей осенью региональными выборами, в ходе которых собиралась переизбираться примерно треть из 89 губернаторов. Особенно примечательная ситуация сложилась в Курской области, губернатор которой, бывший при Ельцине вице-президентом Александр Руцкой, был вычеркнут из избирательных списков вечером накануне выборов.

Российские СМИ сообщали о том, что Иванов составил черный список и организовал операцию по подрыву планов тех, кто не нравился Кремлю. Губернаторы ? личности неприглядные, но полузаконные методы увольняющего их Кремля не выглядят более приятно.

В долгосрочной перспективе для России гораздо важнее обещанная судебная реформа, чем манипулирование региональными выборами. Возращение контроля над регионами федеральному правительству ? дело хорошее. Эдшид считает, что Путин не сможет управлять Россией без поддержки губернаторов.

Путин-политик пользуется Ивановым в качестве инструмента проведения своей политики. Точно так же Путин-экономист пользуется Германом Грефом, министром экономического развития и торговли, чтобы проводить в жизнь свои экономические идеи.

К концу лета, когда утихли жесткие политические баталии, Путин начал проявлять свои экономические интересы. Цель была одна: возродить величие России.

После развала Советского Союза в стране было создано много программ экономических реформ, но план Путина, написанный командой Грефа, впервые был представлен как график, в котором все необходимые шаги были расписаны помесячно.

Путин: централизация власти, освобождение рынков.

В результате санкт-петербургские интеллектуалы получили определенное количество реальной политической власти. В начале прошлого года санкт-петербургские либералы, во главе с Грефом, были самой слабой из трех группировок. Но с конца августа они начали стремительно расширять сферу своего влияния.

Лобовое столкновение по поводу железных дорог

Самым показательным примером стала конфронтация с министром путей сообщения (и членом ?Семьи?) Николаем Аксененко. Железные дороги ? единственная россйская монополия, сохранившая за собой статус министерства. Вклад Аксененко в их реформу заключался в написании плана создания частной компании ? ?Газпрома? железных дорог - с самим собой в качестве ее руководителя.

Путин не только зарубил этот план, но и передал ответственность за реформирование сектора Грефу. Это было серьезным политическим поражением Аксененко и ?Семьи?.

Привилегий был лишен и Анатолий Чубайс, ведущий ?младореформатор?, глава российской электроэнергетической компании ?Единая энергетическая система?. Реформа электроэнергетики также была поручена Грефу.

Следующими в очереди стоят газовый сектор и государственная монополия ?Газпром?. У этой компании уже отобрали право управлять экспортным трубопроводом, перепоручив его заместителю премьер-министра, либералу, выходцу из Санкт-Петербурга и соратнику Грефа Виктору Христенко.

Люди, потерявшие власть, являются могучими соперниками, и они наносят ответные удары. Но пользуясь личной поддержкой Путина, Греф вполне способен наравне сражаться с более сильными соперниками.

И наконец последняя черта, определяющая административный стиль Путина ? это прагматизм. Экономно расходуя собственные ресурсы, он готов заключать с оппонентами сделки, поскольку в процессе централизации власти возникают новые проблемы.

Если при Ельцине касса находилась в руках олигархов, при Путине она попала к министрам и будет там по крайней мере до тех пор, пока не воцарится главенство закона. Министерства и ведомства, препятствующие попыткам Грефа провести реформы, рассчитывают на то, что им удастся создать в процессе беспорядок и оттяпать что-нибудь для себя.

Грефу была дана власть реформировать министерство путей сообщения, но Аксененко уже практически успел закончить создание de facto железнодорожной компании. Несколько лет назад в состав министерства входило 3000 юридических лиц, в октябре они уже были слиты в 400 предприятий, 300 из которых находились в процессе ?реорганизации?.

Другие министерства и ведомства тоже оказывают сопротивление. Таможенный комитет создал план, согласно которому служба получает больший, а не меньший контроль; Министерство атомной энергии подготовило план создания частной атомноэнергетической компании, подобной ?Газпрому?; Министерство связи выдало лицензию на операторскую деятельность в области мобильной телефонной связи компании, к которой, как утверждается, имеют отношение сотрудники министерства.

Увязшие в реформах

В настоящее время Министерство экономического развития, руководящее процессом проведения реформ, сражается на всех фронтах, и кажется, что оно уже начало увязать. Несмотря на определенный прогресс, некоторые важные реформы откладываются в ожидании, когда Путин найдет выход из тупика.

Эдшид: необходима реформа судебной системы.

?Мы должны беречь время, которое у нас есть с президентом?, - говорит Аркадий Дворкович, личный советник Грефа. Министерство экономического развития сконцентрировалась на решении первоочередных задач.

Пока идут все эти распри, Чекисты пытаются укрепить свою власть и естественным образом находят поддержку в сражающихся против Грефа министерствах.

Борьба между двумя лагерями сводится к идеологии. Обе стороны понимают, что страна находится в ужасном состоянии и что-то надо делать, но мнения расходятся по вопросу о том, что именно надо делать. Команда Грефа выступает за либеральные, рыночные решения. Команда Иванова хочет, чтобы правительство вмешивалось в ситуацию активнее, особенно в стратегических секторах промышленности.

Обнадеживает то, что обе эти группы менее коррумпированы, чем олигархи, но позволить Чекистам управлять страной вряд ли было бы лучше, чем дать олигархам возможность высосать из нее все соки.

Пока два клана не столкнулись лицом к лицу. В тех немногих ситуациях, когда возникали конфликты ? например, по вопросу о российских железных дорогах ? Путин открыто вставал на сторону Грефа.

Вряд ли мир будет продолжаться долго. Наверняка в ближайшее время в правительстве произойдут перестановки. В конце 2000 г. Чекисты уже явно интритовали, пытаясь добиться преимущества.

Команда Путина по-прежнему остается очень сильно задробленной, и аналитики уже давно ждут перестановок. Когда Путин пришел к власти, его главной задачей было укрепить и консолидировать свою власть. Он раздавал посты не самым способным, а самым преданным. Греф и Иванов ? его старые друзья по Санкт-Петербургу. Других, например премьер-министра Михаила Касьянова и Аксененко, он взял на работу с тем, чтобы дать что-нибудь клану, контролировавшему Кремль при Ельцине.

Путин упрочил свои позиции, и теперь ему нужно расширять свою команду и искать тех, кто мог бы воплотить его идеи в жизнь. Верность начинает утрачивать свое значение. В последние месяцы 2000 г. Алексея Кудрина, заместителя министра финансов, соратника Грефа и возможного преемника Михаила Касьянова на посту премьер-министра, обвиняли в том, что во время своей работы в Санкт-Петербурге он совершал нечестные сделки в сфере недвижимости. Эта атака явно была начата с политическими целями. Ранее замкнутый Иванов начал раздавать интервью направо и налево. Каждую неделю появлялись новые слухи о неминуемой отставке влиятельных кремлевских фигур.

В первой половине 2001 г. Путин скорее всего проведет перестановки в правительстве, и его выбор скажет о многом. Назначив либерального премьер-министра, Путин сделает очень много для того, чтобы показать миру, что он настроен серьезно. Консерватиная и даже компромиссная кандидатура может приговорить Россию к продолжению силовой политики, срывавшей реформы в течение последних десяти лет.

?В конечном итоге Путин сделал достаточно много, чтобы заслужить кредит доверия, - считает Эдшид. ? Не существует волшебной палочки, с помощью которой Россию можно было бы за один день превратить в рай. Путин уже бросил вызов влиятельным группировкам, и он может их побороть. Но пока не проведена судебная реформа, все остальные реформы будут бесплодны?.

Источник: Euromoney


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru