14 февраля 2003 г.

Роджер Хайфилд | The Telegraph

Ключ к старению найден

Учеными обнаружено первое существенное генетическое различие между столетними стариками и более молодыми людьми. Это открытие - еще один шаг в борьбе со старостью.

Обследуя долгожителей, не состоящих друг с другом в родстве, ученые обнаружили, что у каждого из них в пять раз чаще, чем у основного населения, встречается одна и та же мутация клеточных митохондрий.

Эта мутация, полагают ученые, обеспечивает долголетие, ускоряя репликацию митохондриальной ДНК и тем самым либо повышая ее объем, либо замещая ту ее часть, которая повреждена старением.

Исследование, сообщение о котором опубликовано в Proceedings of the National Academy of Sciences, было проведено профессором Джузеппе Аттарди и его коллегами из Калифорнийского технологического института в Пасадене, с привлечением ученых из Италии.

Каждая клетка человеческого организма содержит в себе сотни, а чаще тысячи молекул митохондриальной ДНК. У такой ДНК высока вероятность возникновения мутаций, которые могут оказаться вредными для организма, полезными или нейтральными.

В 1999 г. группа профессора Аттарди обнаружила "отчетливый след" митохондриальных мутаций у людей в возрасте старше 65 лет: в клетках их кожи были измененными до половины митохондриальных молекул ДНК.

Далее, в 2001 г., у четырех столетних стариков Аттарди выявил одинаковые генетические изменения в так называемой зоне главного контроля митохондриальной ДНК.

Поскольку именно эта зона отвечает за деление (репликацию) молекул ДНК, было высказано предположение, что некоторые мутации способствуют продлению жизни. По словам профессора, следующая задача - определить, каков точный физиологический эффект этой мутации, обнаруженной у долгожителей.

Источник: The Telegraph