Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 июня 2007 г.

Юдит Кёстерс | Financial Times Deutschland

Орущие глотки президента

Молодежные организации, такие как "Наши", управляемые из Кремля, выступают против противников режима и иностранных дипломатов. Они призваны задушить любую оппозицию уже в зародыше

"Эстонский госфашизм" - так называется ссылка на самом верху интернет-сайта рядом с железной головой солдата. Если кликнуть по солдату с героическим взглядом, появляется яркий баннер: "Это наша война. Наша история. Это наш солдат".

Под этими ура-патриотическими лозунгами выступает в интернете верная Кремлю молодежная организация "Наши". А "наш солдат" - это бронзовая двухметровая фигура в эстонском Таллине. Солдат в глазах русских символизирует победу над фашистами, но многие эстонцы видят в нем символ советского гнета. Когда в конце апреля памятник был перенесен из центра города на окраинное воинское кладбище, представители "Наших" поехали протестовать в Таллин и ввязались в жестокие бои с полицией.

При этом откровенные силовые действия для организации нетипичны. Обычно ее методы более рафинированные: например, после протестов в Таллинне десятки молодых людей разбили лагерь около эстонского посольства в Москве. Члены организации повсюду преследовали посла Марину Кальюранд, блокировали ее машину и вломились на ее пресс-конференцию. "Фашистский посол" - было написано на плакатах, которые они держали высоко над собой, а под надписью красовался портрет Кальюранд.

"Наши" позиционируют себя как "демократическое антифашистское движение". Однако "фашистское" - это по разумению "Наших" все то, что обращено против президента Владимира Путина.

Вождь на даче у Путина

На себе испытал это и британский посол в России Энтони Брентон. После того, как прошлым летом он побывал на конференции российской оппозиции, его стали преследовать активисты "Наших": они осаждали его офис и дом, следовали за ним по пятам, стоило ему только выйти на улицу, и мешали его выступлениям перед общественностью. В ноябре британское посольство пожаловалось в российский МИД. С тех пор воцарилось спокойствие.

Официально "Наши" с властью никак не связаны. Однако глава "Наших" Василий Якеменко раньше работал на Кремль. Путин однажды уже приглашал ведущих функционеров "Наших" на свою дачу. А нынешний заместитель главы президентской администрации Владислав Сурков выступает в качестве ведущего оратора на многих мероприятиях "Наших". Считается, что он и есть настоящий глава организации.

"Наши" - это однозначно инструмент в руках Суркова, - говорит Йенс Зигерт, который исследовал данный феномен по поручению фонда Генриха Бёлля. - Главное для "Наших"- это создание антиоранжевых настроений", - объясняет он. "Оранжевые" - это в России синоним для критиков режима, по аналогии с "оранжевой революцией" на Украине. Этот тезис находит свое подтверждение в том, что "Наши" были созданы как раз в начале 2005 года - через несколько месяцев после революции в Киеве, которая произошла в конце 2004 года. Там массы молодых людей мирно протестовали против фальсификации результатов выборов до тех пор, пока не были проведены повторные выборы. "Страх, что нечто подобное произойдет и в России, вызвал тогда в Кремле настоящую истерию", - говорит Зигерт.

Когда в декабре в Москве проходила трехтысячная политическая демонстрация оппозиции, внезапно на улицах появились десять тысяч молодых людей в костюмах Деда Мороза. Национальное телевидение показало веселых молодых людей и проигнорировало мероприятие оппозиции. То же самое произошло и в конце марта: 15 тысяч молодых людей, доставленных в Москву на автобусах, с воздушными шарами и флажками затмили две тысячи оппозиционеров, которые в тот день осмелились выйти на улицу.

Эта стратегия простого вытеснения оппозиционных активистов своими контрдемонстрациями дается "Нашим" без труда. "Нам не нужно побеждать "оранжевые" силы, - сказал представитель "Наших" Роберт Шлегель одной российской газете. - Наши люди просто занимают площадь, на которой те хотят провести свою акцию".

Свои методы "Наши" переняли у "оранжевых" революционеров: украинские музыкальные группы в Киеве выступали на стороне оппозиции и призывали массы к выдержке. Теперь российских музыкантов, например Земфиру и группу "Ю-Питер", привлекают на мероприятия "Наших", и, таким образом, они с самого начала встали на "правильную" сторону. Проведение акций "Наших" финансируют якобы частные спонсоры. Однако водораздел между частными и государственными средствами в России зачастую нечеток. Если из Кремля исходит указание: "Профинансируйте их", - то вряд ли кто-то будет возражать, говорит Зигерт. "В противном случае фирма внезапно может лишиться заказа или у нее возникнут проблемы с налоговыми органами".

"Наши" во многом напоминают комсомол, советскую молодежную организацию. В вузах ректоры предельно откровенно говорят своим студентам, что членство в "Наших" может быть им только полезно. Вступление в эту организацию стало для многих молодых людей прагматичным решением, говорит Зигерт. "Кто сегодня в России хочет сделать карьеру, тот должен иметь хорошие отношения с государством".

Источник: Financial Times Deutschland


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru