Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 марта 2002 г.

Джон Нобл Уилфорд | The New York Times

Археологи обнаружили шедевр майя в Гватемале

Археологи, работающие в тропических лесах Гватемалы, обнаружили самое древнее настенное изображение цивилизации майя из когда-либо найденных. На стене изображены сцены из мифологии и ритуалы. Возраст работы - 1900 лет. Эксперты назвали ее шедевром.

Пока археологи очистили лишь часть изображения, но по их словам, сцены и портреты обещают рассказать много нового об обществе и религии майя. Изображения сделаны примерно в сотом году нашей эры. По словам экспертов, это самые масштабные и наиболее хорошо сохранившиеся росписи из всех доселе найденных образцов доклассической настенной живописи. Классический период майя обычно датируется 250-900 годами н.э.

"Эта находка открывает нам окно в мифологию и сельскую жизнь древних майя", - сказал доктор Уильям Сатурно, лектор Университета Нью-Хэмпшира, научный сотрудник Музея археологии и этнологии Пибоди в Гарварде.

Доктор Сатурно возглавлял команду, нашедшую эту стену в одной из разрушенных комнат в руинах Сан Бартоло, неизвестного ранее археологам церемониального объекта майя, расположенного в необитаемом районе северо-восточной Гватемалы. О находке сообщило Национальное географическое сообщество, поддерживавшее исследования. Общество готовит статью об открытии, которая будет опубликована в апрельском номере выпускаемого им журнала.

Доктор Дэвид Фридел, археолог из Южного Университета методистов в Далласе, не входил в состав команды, но изучал изображения и рисунки. В команде исследователей работал художник, изучавший фотографии, прорисовывавший контуры сцен, чтобы помочь исследователям оживить и понять потускневшие изображения.

"Это самое красивое настенное изображение из всех, что я видел в Центральной Америке, - сказал Фридел, имея в виду такие регионы, как южная Мексика, Гватемала, Белиз и Гондурас, где до Колумба процветала культура майя. - Качество исполнения, композиция, прекрасно выполненные лица - это работа мастера, шедевр изобразительного искусства".

По словам Сатурно, сделать это открытие помогли удача и... усталость. Прибыв на место раскопок в Сан Бартоло, измученный трехдневным путешествием, он спрятался от солнца в тоннеле, который мародеры прорыли возле двадцатипятиметровой пирамиды. Сидя там, он посветил фонариком на стену тоннеля.

"Это была стенная роспись майя, очень редкая вещь, - вспоминает он. - Мародеры очистили часть росписи и бросили ее. Я почувствовал себя самым счастливым человеком на Земле".

Длина расчищенной части - чуть меньше двух метров, высота - более полуметра, но это может быть лишь 10% всей картины. Археологи сказали, что следы границы и другие признаки указывают на то, что изображение занимало все стены комнаты. Большая часть комнаты, примыкающей к пирамиде, до сих пор заполнена грязью и камнями.

Вместе с доктором Сатурно объект изучали также доктор Дэвид Стюарт из гарвардского музея Пибоди и доктор Хектор Эскобедо из Университета дель Валле в Гватемале. Они установили примерный возраст росписей, сравнив стиль и содержание с немногими известными плохо сохранившимися изображениями доклассического периода с более крупного гватемальского места раскопок Тикал.

На картине изображено по меньшей мере девять стоящих и коленопреклоненных людей, окруженных геометрическими рисунками. Доминирует фигура мужчины, который стоит и оглядывается через плечо на двух стоящих на коленях женщин.

Доктор Карл Таубе, специалист по иконографии Калифорнийского Университета в Риверсайд, сказал, что на картине может быть изображен важный ритуал мифологии Майя, "одевание бога кукурузы".

Доктор Фидел, соавтор книги "Космос Майя: Три тысячи лет на пути шамана" (издательство "Morrow", 1993), сказал, что скорее всего эта фигура - не сам бог кукурузы, а правитель, олицетворяющий бога в церемонии перерождения, связанной с сезоном сева и сезоном дождей.

"Росписи говорят, что в доклассический период, еще до возникновения более сложной живописи, мы можем видеть царя, исполняющего сцены сотворения того же типа, которые мы видели позже в классический период", - сказал Фидел.

Стюарт предупреждает: "Картина настолько стара, что мы не знаем, как нужно ее оценивать".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru