Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 мая 2004 г.

Андре Глюксманн | Le Monde

Антитеррористическое сопротивление в Грозном

9 мая, в "день Победы" и "день армии", российские войска проводили парад и пели славу самим себе, как вдруг на официальной трибуне раздался взрыв.

Здесь, в самом охраняемом месте Грозного бойцы чеченского сопротивления уничтожили главу пророссийской администрации и главнокомандующего оккупационными войсками - людей, известных своими зверствами.

Для повстанцев было бы проще заниматься "слепым" террором: взрывать начиненные динамитом машины, как в Багдаде, подрывать себя в кафе и в автобусах наподобие "живых бомб" - боевиков "Хамас" - или действовать в стиле бен Ладена, выбирая в качестве целей поезда и многолюдные вокзалы, жилые дома, нефтяные комплексы и атомные станции - намного более уязвимые здесь, чем на Западе. Но они этого не делают. И никто даже не спрашивает: почему?

Нельзя сказать, что у них не возникает такой мысли. Некоторые из них иногда поддаются искушению, о чем свидетельствовал захват в заложники 700 мирных граждан в московском театре. Это была громкая операция: вооруженный отряд добрался из Грозного в Москву, и на протяжении тысяч километров его никто не задержал. В итоге 130 заложников были убиты федеральной полицией, а главное, не осталось в живых ни одного террориста, который мог бы дать показания.

Не занимать им и отваги: 400 лет сопротивления русской оккупации - это горнило, в котором выковываются мужчины, это мощная традиция, которую в свое время воспели русские писатели. О Пушкин! О Лермонтов! О Толстой!

Не занимать им и отчаянности: десять лет ведется последняя война, забытая всем миром, вычеркнутая из совести. Стерты с лица земли столица, другие города и села. Более пятой части населения погибло, а сколько раненых, подвегшихся пыткам, искалеченных, сколько вдов и сирот есть и еще будет? Человеческие тела, взорванные гранатой (так называемый "фагот"), окруженные танками города, облавы, население, взятое в заложники людьми в военной форме, торговля трупами...

Их переполняет гнев, и им нечего терять, кроме своих цепей. Московская журналистка Анна Политковская, которая уже более 50 раз бывала в Грозном, сравнивает Чечню с огромным концлагерем или варшавским гетто. На заре XXI века этот уголок Кавказа, края нашей Европы, является ареной самой чудовищной жестокости.

Однако до сих пор эксцессы со стороны участников сопротивления остаются исключениями из общего правила. Террор против мирных граждан, в том числе русских, неизменно осуждается независимыми чеченскими властями во главе с президентом Масхадовым (единственным президентом, избранным в 1997 году под контролем ОБСЕ).

Чеченскому сопротивлению, имеющему многовековую историю неустанной борьбы против царской, коммунистической и ельцинско-путинской империи, удается не только атаковать российские вооруженные силы, но и справляться с собственными экстремистами, готовыми убивать всех подряд во имя радикального исламизма.

Я называю терроризмом спланированные акции против безоружного населения. В Чечне подобными делами занимаются российская армия и полиция, которым помогают взращенные Москвой коллаборационистские вооруженные формирования и мафиозные группы.

Я называю антитеррористическим вооруженное сопротивление этим репрессивным структурам, при котором стараются избегать жертв среди гражданских лиц. Теракт 9 мая - это замечательный пример такого антитеррористического сопротивления. Палач и его сообщники попали под прицел и были убиты.

Вместо того чтобы подпевать Путину и в очередной раз давать ему карт-бланш, осуждая эту по-настоящему "адресную" военную акцию, демократические правительства, опирающиеся на свою равнодушную общественность, должны были бы остановить за руку этого пожарного-пиромана. Его расистский крестовый поход грозит истреблением народу, маленькому по численности, но обладающему огромной отвагой. Он никогда не склонял голову - ни перед царями, ни в ГУЛАГе, куда Сталин сослал этот народ целиком.

Сейчас, когда в мире нарастает волна справедливого возмущения американскими бесчинствами в иракских тюрьмах, полное забвение несчастных чеченцев, отданных на растерзание солдатне, на которую нет управы, служит плохим предзнаменованием для нашей планеты.

Чего хочет Запад? Чтобы произошло худшее? Чтобы повторился афганский сценарий? Чтобы физические, социальные и моральные последствия деяний российского генштаба расчистили площадку для гангстеров и фанатиков? Чтобы возродилась адская цепочка: талибы - "Аль-Каида" - Манхэттен?

Неразумно прятать голову в песок. Настоятельно необходимо оказать дипломатическое, финансовое и моральное давление на Путина, которое заставит его проявить осторожность, а значит - пойти на прекращение огня.

Если соображения обычного гуманизма ему чужды, напомним ему о вещах более конкретных, например об интересах безопасности. "Ответные меры", о которых он объявил, не произведут никакого воздействия на тех, кто и без того испытывает мучения. День 9 мая 2004 года доказал, что Путин ничего не контролирует. Он должен начать переговоры с силами сопротивления.

Источник: Le Monde


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru