Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 сентября 2004 г.

Эндрю Джек | Financial Times

Путин сворачивает региональные свободы ельцинской эпохи

Кремль давно подумывал о дальнейшей централизации. События в Беслане, похоже, ускорили реализацию этих планов

C момента избрания президентом в 2000 году Путин перестраивал структуры власти, созданные его предшественником Борисом Ельциным. Обнародованное им в понедельник решение отменить прямые выборы региональных губернаторов поднимает процесс централизации на новый уровень и вызывает к жизни новые вопросы об эффективности центральной власти.

Конституция Бориса Ельцина в 1993 году создала гибридный федеральный парламент, в который половина депутатов проходила по партийным спискам, а остальные напрямую избирались по одномандатным округам. Он также предоставил 89 региональным губернаторам широкую автономию и формализовал их прямые выборы в 1996 году.

Точка зрения Путина, разделяемая многими простыми россиянами и оспариваемая ведущими политиками в прошлом, заключается в том, что в 1990-х такие демократические "свободы" быстро стали ассоциироваться с анархией, манипуляциями на выборах и коррупцией из-за конкурирующих экономических и политических интересов и посему должны быть обузданы.

Во время первого срока правления Путин оставил за собой право отстранять от власти губернаторов по подозрению в нарушении закона; запретил им заседать в Совете Федерации и назначил нескольких полномочных представителей по всей стране для контроля за их работой.

Под его давлением были изменены региональные законы, которые противоречили федеральным. Он взял под контроль полномочия губернаторов назначать судей и сотрудников правоохранительных органов и урезал их бюджеты, изменив баланс финансирования в пользу федеральных властей.

Более четырех лет Путин говорил о воссоздании вертикали власти советских времен, когда решения диктовались сверху. Однако в итоге одна бюрократия была заменена другой, еще более слабой, которая оказалась явно неэффективной в предотвращении волны террористических актов.

Захват заложников в Беслане, похоже, ускорил процесс дальнейшей политической централизации, который давно находился на рассмотрении Кремля.

"Путин эффективно урезал власть регионов, однако неясно, в состоянии ли он контролировать результаты, - отмечает Роберт Орттунг, профессор Американского университета в Вашингтоне и специалист по региональным делам России, который утверждает, что сворачивание демократии на местах сократило ответственность. - Эти реформы являются огромным шагом назад. В стране таких размеров, как Россия, требуется федеральная система, управляемая местными лидерами для удовлетворения местных интересов. Нет способа управлять страной из Москвы. Имеется прямая взаимосвязь между уровнем демократии, который сокращается, и уровнем коррупции, который растет".

На бумаге изменения в федеральном парламенте приближают Россию к прозападной системе с небольшим количеством политических партий. На практике они означают устранение независимых кандидатов, которые избираются местным электоратом, это, например, Рыжков. Их заменят те, кто находится под прямым контролем Кремля в еще большей степени. Верная Кремлю партия "Единая Россия" в настоящий момент доминирует в парламенте, и его голос стал звучать значительно тише после парламентских выборов.

Учитывая провал предыдущих попыток при путинском правлении укреплять гражданское общество через организации, работа которых тщательно координируется Кремлем, его вчерашние предположения об истинном гражданском контроле через новые "палаты" тоже было встречено со скепсисом.

Борис Макаренко, политолог, отметил, что такая система может работать только "в хорошую погоду", однако, если условия ухудшатся, пользы она не принесет, так как у Кремля нет кадрового резерва для новых назначений, и поэтому он будет тасовать существующих чиновников или искать людей в местной элите по принципу лояльности и без какой-либо гарантии их компетентности.

Макаренко также утверждает, что последние реформы по централизации власти подорвут доверие народа к своим губернаторам, что сконцентрирует пристальное внимание и максимальную ответственность на Путине и федеральных властях. "Это явно шаг в направлении большего авторитаризма", - подчеркивает он.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru