Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 февраля 2001 г.

Майкл Вайнс | The New York Times

Россия возвращает анонимки

Возвращаясь к ненавистной практике, которой все боялись и которая, в конце концов, была запрещена в советские времена, преемник КГБ заявил, что вновь будет реагировать на анонимные сигналы о совершенных преступлениях.

ФСБ обнародовала свое решение две недели назад, поместив неприметное сообщение в правительственной "Российской газете". До нынешнего времени оно не привлекало к себе внимания правозащитников и либеральных политиков, не только считающих подобную практику возвращением к полицейскому государству советского типа, но и указывающих на ее незаконный характер.

Президиум ВС СССР своим указом от февраля 1988 года, когда Михаил Горбачев пытался сделать общество более открытым, запретил органам безопасности рассматривать анонимные обращения граждан. В посткоммунистический период этот запрет снят не был.

Тем не менее, несмотря на протесты со стороны либералов, ни парламент, ни Кремль не демонстрируют намерения оспаривать это решение органов безопасности. Это пока не вызвало возражений и у обычных россиян, хотя мало кто из них знал о данном решении, пока о нем во вторник не сообщила газета "Сегодня".

"Это возврат к советским временам, когда государство использовало анонимные письма для преследования неугодных ему граждан",- подчеркнул вчера в телефонном интервью заместитель председателя думского комитета по безопасности Сергей Юшенков. По его словам, он и другие представители либерального Союза правых сил попытаются добиться отмены этого решения.

"Однако парламент вряд ли окажет поддержку любым шагам, направленным против этих инструкций",- отметил он.

Его товарищ по партии Виктор Похмелкин настроен более пессимистично. "Наряду с другими документами и незаконными актами,- подчеркнул он,- это серьезное свидетельство того, что силовые структуры упорно толкают страну в сторону создания полицейского государства".

Возражая против подобных перемен, другие критики отмечают, что данный шаг следует рассматривать в контексте мер по усилению влияния военных и спецслужб в жизни общества.

Главный вопрос заключается в том, стоит ли за принятием этих мер президент Владимир Путин - бывший сотрудник КГБ и директор ФСБ - или он просто их одобряет. Недавно Путин неожиданно отозвал законопроект, который лишал спецслужбы права на проведение обысков и арестов без санкции суда. Сторонники гражданских свобод были этим встревожены, поскольку законопроект, по их мнению, был ключевым звеном зарождающейся правовой системы. По словам российских экспертов, законопроект был отозван из-за протестов со стороны руководителей правоохранительных и разведывательных органов.

За рубежом действенность анонимок невелика, однако в России для многих они стали символом того, как государство по своей прихоти может сломать жизнь любого.

В 30-е годы, во времена сталинского террора, когда граждан побуждали доносить друг на друга, на основании анонимных заявлений недоброжелателей ни в чем не повинных граждан зачастую отправляли в трудовые лагеря и даже расстреливали. К анонимкам прибегали, чтобы устранить соперников на любовном фронте, свести счеты и - что случалось поразительно часто - увеличить жизненное пространство в перенаселенных коммуналках, отправив их обитателей в тюрьму.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru