Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 февраля 2006 г.

Уве Клусманн | Der Spiegel

Государство - защитник мусульман

В течение долгих лет у России не было независимой ближневосточной политики. Теперь в конфликте с Ираном и "Хамасом" Москва играет ведущую роль. Президент Путин обхаживает мусульманские правительства, чтобы удержать их от поддержки чеченских повстанцев.

"Ненужным, неуместным и вредным" назвала Ципи Ливни, новый министр иностранных дел Израиля, приглашение российским президентом Владимиром Путиным руководства палестинского движения "Хамас", которое добилось убедительной победы на выборах в Палестинской автономии. Израильские политики уже давно не критиковали политику Москвы. Советский Союз десятилетиями поддерживал палестинские организации деньгами и оружием в противовес масштабной поддержке Израиля Соединенными Штатами. Советское правительство драконовскими правилами выезда из страны помешало миллионам евреев стать гражданами и солдатами Израиля. Своими громкими предупреждениями об "экспансионистских целях Израиля и мирового сионизма" Москва набирала очки, прежде всего, в глазах арабских стран.

Новая Россия при президенте Ельцине отказалась от этой политики, что было встречено в Израиле с радостью, а в арабском мире - без какого-либо воодушевления. Более того, Россия в надежде на хорошие отношения с США на долгие годы отказалась от самостоятельной ближневосточной политики. В политической и экономической элите Москвы никогда не было консенсуса в отношении отказа от собственных интересов на Ближнем Востоке. Российские государственные компании, специализирующиеся на экспорте вооружения, тесно связанные Службой внешней разведки (СВР) и атомной промышленностью, считали для себя регион интересным. Российская государственная компания начала строить атомную электростанцию в иранском Бушере, сирийская армия по сей день пользуется российским оружием. Сирийские, палестинские и другие арабские специалисты, получившие образование в Советском Союзе, действуют в политике и экономике своих стран как пророссийское лобби.

Иран и Сирия обязаны России

Одновременно с этим в России растет количество мусульман, в настоящее время их 15 миллионов. Кроме того, мусульманские страны Средней Азии, имеющие тесные военные и экономические связи с Россией, снова сплотились вокруг Москвы. Конфронтация между западным и исламским миром может привести Россию к кровавому расколу. Поэтому Путин в последнее время представляет Российскую Федерацию как государство, способное защитить мусульман. Москва больше не хочет молча терпеть однобокую поддержку Израиля Соединенными Штатами, во многом способствовавшую тому, что сегодня миллионы мусульман ненавидят и презирают Америку.

Две мусульманские страны, которые сегодня находятся на прицеле военных стратегов США, многим обязаны России. Это Иран и Сирия. Иран уже давно окончательно отказался от экспорта революции в исламские регионы бывшего Советского Союза. Чеченские боевики, сплотившиеся вокруг полевого командира Шамиля Басаева, не могут рассчитывать на поддержку Тегерана. Сирия крайне твердо ведет борьбу с религиозными экстремистами, ее мощные службы безопасности препятствуют всем попыткам чеченской диаспоры поддержать вооруженную борьбу против России. Сильному сирийскому влиянию на руководство "Хамаса" Путин также обязан тем, что эта палестинская организация не сотрудничает с повстанцами на Кавказе.

Московские эксперты по Ближнему Востоку, среди них и представители СВР, глава которой Сергей Лебедев почти ежедневно докладывает Путину, знают, что никакая поддержка Израиля Соединенными Штатами не может решить две проблемы еврейского государства: демографическую и международно-правовую. Многодетные палестинцы в борьбе за место под солнцем практически обошли израильтян. По предварительным оценкам, уже в 2010 году как в Израиле, так и на палестинских территориях будет преобладать арабское население. Тогда весь мир подвергнет Израиль критике как государство апартеида, где меньшинство подавляет большинство.

Отгородившись забором безопасности от палестинцев, Израиль изолировал себя не только от своих непосредственных соседей. Международный суд в Гааге в июне 2004 года осудил строительство стены как противоречащее международному праву. Раньше Израиль постоянно игнорировал решения Организации Объединенных Наций и Совета Безопасности ООН, например, когда аннексировал Восточный Иерусалим и сирийские Голанские высоты. В 2007 году исполняется 60 лет со времени принятия решения Генеральной Ассамблеи ООН о создании еврейского и арабского государств на территории исторической Палестины. Уже 60 лет палестинцы напрасно ждут появления собственного государства, которое им было обещано мировым сообществом, что способствует росту ярости и возмущения в арабском и мусульманском мире.

Москва как посредник

На этом фоне Путин в начале февраля во время государственного визита в Испанию заявил, что движение "Хамас" пришло к власти "в результате демократических и легитимных выборов", и теперь нужно уважать "выбор палестинского народа". Речь, по словам российского президента, шла о том, чтобы найти решение, "приемлемое для палестинского руководства, международного сообщества и для Израиля". Поэтому он пригласил руководство "Хамаса" в Москву.

Уже на международной пресс-конференции в Москве 31 января Путин откровенно и без дипломатических иносказаний назвал результат палестинских выборов "очень серьезным ударом по американским усилиям на Ближнем Востоке". Путин видит себя в качестве посредника, использующего трудности США, которые все еще определяются в своем отношении к результатам палестинских выборов. То, что нынешнее израильское руководство отталкивает любую мысль о переговорах с "Хамасом", Москву не смущает. Израильские правительства десятилетиями упорно отказывались вести переговоры с ООП, чего требовали арабские страны и Советский Союз - лишь в 1993 году премьер-министр Израиля Ицхак Рабин заключил в Осло соглашение с главой ООП Ясиром Арафатом о создании автономии для палестинцев.

Ведущий политик "Хамаса" Халид Машаль назвал приглашение в Москву "бесценным шансом для продвижения мирного процесса". В интервью журналу Spiegel Машаль заявил о готовности к "продолжительному перемирию", если Израиль отойдет с Западного берега реки Иордан и из сектора Газа "к границам 1967 года" - требование, давно выдвинутое ООП и поддержанное Советским Союзом. Андрей Денисов, посол России в ООН, сформулировал категоричные требования к "Хамасу": он не должен допускать "никакой террористической деятельности", ему следует признать Израиль и "отказаться от радикальных взглядов". В истории, по словам российского дипломата, было "немало случаев, когда радикалы, придя к власти, вставали на более реалистичную и конструктивную позицию".

Новая ось Париж-Берлин-Москва?

Попытка России вступить с "Хамасом" в переговоры вполне соответствует устремлениям американцев и европейцев, которые не заинтересованы в изоляции палестинского правительства, считает Георгий Мирский, благоволящий Израилю эксперт по Ближнему Востоку из Российской академии наук. Россия может убедить "Хамас" отказаться от применения силы и одновременно потребовать создания и признания палестинского государства. Тем самым Россия "может многое сделать для мирного регулирования ближневосточного конфликта". В таком случае Кремль берет на себя подготовку руководства "Хамаса" к дальнейшей серьезной обработке со стороны американского госсекретаря Кондолизы Райс. К тому, чтобы сделать агрессивных исламистов ручными и зависимыми от американской помощи.

В качестве посредника между конфликтующими сторонами Россия пробует себя также в дискуссии об иранской атомной программе. До тех пор пока президент Ирана Махмуд Ахмадинежад не начал произносить в адрес Израиля обличительные речи и открыто ставить под сомнение факт Холокоста, что раздражает Москву, Россия, ссылаясь на международное право, настаивала на неоспоримом праве Ирана на мирное использование атомной энергии. Одновременно российские дипломаты всегда прямо заявляли, что Россия не заинтересована в появлении ядерной державы на южной границе СНГ. Российское предложение по совместному с иранцами обогащению урана для атомных электростанций нацелено на то, чтобы успокоить Европу. Советники Путина считают, что отношения с Европой, прежде всего с Германией и Францией, являются для Кремля более важными, чем с Тегераном.

Тем временем премьер-министр России Михаил Фрадков демонстрирует свою "обеспокоенность" тем, что иранцы захотели перенести переговоры в Москве по совместному проекту обогащения урана с первоначально запланированной даты, 16 февраля, на более поздний срок. Россияне предпочли бы, чтобы в попытках заставить Иран использовать ядерную энергию в мирных целях участвовали и европейцы. Германия и Франция, как говорит Константин Косачев, председатель комитета Государственной думы по внешней политике, вполне подошли бы на роль третьей стороны в переговорах с Ираном об обогащении урана. Российское руководство не отказывается от своего желания снова поработать над внешнеполитической осью Париж-Берлин-Москва.

Источник: Der Spiegel


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru