Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 февраля 2008 г.

Редакция | The Guardian

Угроза или надежда?

Вчера Владимир Путин заявил, что Россия не намерена возвращаться ко временам холодной войны. Все мы рады это услышать, хотя как раз российский президент выпустил этого джинна из бутылки. Год назад на конференции по вопросам безопасности в Мюнхене он обвинил США в попытке установить контроль над миром за счет "ничем не сдерживаемого, гипертрофированного применения силы". Спустя два месяца на параде в честь Дня Победы в Москве Путин заявил, что миру грозит опасность, аналогичная той, что исходила от "третьего рейха". И если теперь Путин утверждает, что Россия будет стремиться "к развитию позитивного диалога" с США, кто бы ни победил на президентских выборах в Америке, то подобную смену настроения можно лишь приветствовать.

Однако не все так просто. На последней пресс-конференции перед уходом из Кремля Путин вновь выступил против планов Пентагона по размещению противоракетных систем в Центральной Европе. Прежде он заявлял, что в случае дальнейшего продвижения проекта России придется нацелить ракеты на Польшу и Чехию, где планируется разместить противоракетную базу и радарную станцию. Заместитель министра иностранных дел России Сергей Кисляк в ходе январского визита в Варшаву говорил о том же. Вчера же Путин сказал, что Россия нацелит ракеты на указанные страны лишь в случае "крайней необходимости".

Существует две причины, по которым Запад не должен верить тем, кто утверждает, что КГБ снова у власти, что Россия вернулась к советскому образу мышления и нам грозит новая холодная война. Во-первых, это неправда. Россия при Владимире Путине вовсе не похожа на СССР при Юрии Андропове. Россия - капиталистическая страна. Ее вооруженные силы во много раз слабее на международной арене и обладают гораздо меньшим потенциалом, чем в советское время. Военно-промышленный комплекс России - лишь бледная тень американского. В России нет конкурентоспособной идеологии - фактически идеологии нет совсем. Если какая-то страна и борется за природные ресурсы Африки или Латинской Америки, то это Китай, а не Россия.

Во-вторых, изменилось и внутреннее устройство России. Никто не станет отрицать ряд убийств журналистов и оппозиционеров, подтасовку выборов или наличие политических заключенных в стране. Все это в сегодняшней авторитарной России есть. Однако это уже не Советский Союз - как в качественном, так и в количественном отношении. Кремль уже не контролирует умы миллионов граждан, как это было раньше. Как говорит сам Путин, сегодня главные интересы России - обогащение и защита собственных интересов. Однако разобраться в собственных интересах ей может оказаться трудно, не говоря уже об исполнении задач. Российская дипломатия часто выглядит противоречивой. Конечно, Россия может угрожать прекратить поставки газа или притеснять своих соседей с помощью торгового эмбарго. Но она не является естественным врагом Запада и не будет им, если только Запад не станет вести себя как в прошлом.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru