Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 января 2007 г.

Эрик Лихтблау и Марк Маззетти | The New York Times

Военные расширяют свою разведывательную деятельность в США

Пентагон использовал свои малоизвестные полномочия, чтобы получать банковские и кредитные сведения о сотнях американцев и других граждан, подозреваемых в терроризме или шпионаже на территории США, в рамках энергичной кампании по сбору разведывательной информации внутри страны.

Центральное разведывательное управление также выпускало документы, известные как "письма о национальной безопасности", чтобы получить доступ к финансовым сведениям из американских компаний, хотя это делалось только изредка, говорят представители разведки.

Банки, компании, выпускающие кредитные карты, и другие финансовые организации, получавшие письма, обычно предоставляли информацию добровольно, позволяя следователям изучать финансовые активы и транзакции американского военного персонала и гражданских лиц, говорят официальные лица.

ФБР - ведущее агентство по внутренним контртеррористическим операциям и шпионажу, выпустило тысячи писем о национальной безопасности с момента террористических атак 11 сентября 2001 года, чем вызвало критику и обращения в суд со стороны защитников гражданских свобод, которые рассматривают это как необоснованное вмешательство в частную жизнь американцев.

Однако до сих пор не было известно, причем даже некоторым высокопоставленным чиновникам, занимающимся борьбой с терроризмом, что Пентагон и ЦРУ издавали свои собственные "необязательные" версии таких писем. Конгресс отверг с 2001 года несколько попыток обоих органов получить право выпускать распоряжения, обязательные к исполнению, отчасти именно из-за озабоченности опасностью расширения их роли в слежке внутри страны.

Военные и ЦРУ уже давно ограничены в проведении разведывательной деятельности на территории страны, и обеим организациям запрещено вести традиционную работу по обеспечению внутреннего правопорядка. Роль ЦРУ внутри Соединенных Штатов была в основном сведена к приему на работу людей для осуществления разведдеятельности в других государствах.

Представитель директора национальной разведки Карл Кропф сказал, что разведывательные службы вроде ЦРУ использовали письма только "в отдельных случаях".

Представители Пентагона защищали письма как ценный инструмент и сказали, что они были частью широкой стратегии после атак 11 сентября по использованию более агрессивной тактики сбора разведданных, которую бывший министр обороны Дональд Рамсфельд считал приоритетной задачей. Письма "открывают множество направлений, по которым можно пойти, и данных, с которыми можно сопоставлять другие данные в контексте контршпионажа и контртеррористической работы", говорит пресс-секретарь Пентагона майор Патрик Райдер.

Правительственные юристы утверждают, что законное право Пентагона и ЦРУ использовать письма о национальной безопасности для сбора данных внутри страны возникло почти три десятилетия назад и, по их представлениям, было подкреплено Законом о борьбе с терроризмом в США.

Представители Пентагона говорят, что использовали письма для того, чтобы проверять разнообразные разведывательные предположения и наводки. Хотя они и не сообщают детали конкретных дел, сотрудники военной разведки, располагающие подобными сведениями, говорят, что военные выпускали письма, чтобы собирать финансовые данные о государственном поставщике, о происхождении капитала которого ничего не было известно, или о капеллане на базе Гуантанамо, которого ошибочно подозревали в помощи заключенным.

Обычно финансовая информация, собранная посредством таких писем, не выявляет никаких связей со шпионской или террористической деятельностью и редко оборачивается уголовным обвинением, говорят военные, в то же время письма часто позволяют исключить кого-то из числа подозреваемых.

"Мы можем выяснить, что этот человек обладает богатством, о происхождении которого ничего не было известно, по причинам, не имеющим ничего общего со шпионской деятельностью, и тогда нас это не касается", - говорит высокопоставленный чиновник военной контрразведки Томас Ганди.

Но даже если исходные подозрения не подтверждаются, документы обладают разведывательной ценностью, говорят военные. В будущем году они собираются вводить информацию в базу данных Департамента оперативной контрразведки Пентагона, чтобы отслеживать возможные угрозы в отношении военных, говорят в Пентагоне. Как и другие опрошенные, они соглашались говорить только на условии анонимности.

По оценкам двух чиновников, офицеры военной разведки рассылали письма в ходе более чем 500 расследований за последние пять лет. Число писем, скорее всего, сильно перевалило за тысячу, сказали они, поскольку в ходе одного расследования часто возникает необходимость направить письма сразу в несколько финансовых организаций. ЦРУ, со своей стороны, издает всего несколько писем о национальной безопасности, говорят представители управления. Официальные лица в конгрессе США говорят, что члены комитетов по разведке сената и палаты представителей были поставлены в известность об использовании таких писем военными и сотрудниками ЦРУ.

Некоторые эксперты по национальной безопасности и защитники гражданских свобод обеспокоены тем, что ЦРУ и военные занимаются разведывательной деятельностью внутри страны, особенно в свете недавно выяснившихся фактов. Оказалось, что департамент оперативной контрразведки вел досье на противников войны в Ираке в США, а это противоречит нормам, принятым в самом же Пентагоне. Некоторые эксперты говорят, что Пентагон занял чрезмерно экспансионистскую позицию в отношении своей роли внутри страны под видом "защиты войск" или усилий по охране военных объектов.

"Существует устоявшаяся традиция не использовать наших военных для обеспечения правопорядка внутри страны, - говорит бывший генеральный советник в Агентстве по национальной безопасности и в ЦРУ Элизабет Риндскопф Паркер, которая является деканом юридического факультета Тихоокеанского университета. - Они вступают на территорию, где исторически их деятельность не была позволена и не предполагалась".

Расширение роли Пентагона в сборе разведывательной информации вызвало ряд конфликтов с другими федеральными службами. Усилия Пентагона по размещению военных офицеров в посольствах в других странах с целью сбора данных для контртеррористических операций или планирования будущих войн вызвало раздражение у некоторых сотрудников Госдепартамента и представителей ЦРУ, которые считают, что военные дублируют работу ЦРУ и вмешиваются в его функции.

В США ФБР жаловалось на то, что представители военных зачастую обращаются в местную полицию, вместо того чтобы действовать через ФБР, ища помощи в отражении возможных терактов против военных баз. Представители ФБР говорят, что угрозы часто оказывались неподтвержденными.

Частое использование военными писем о национальной безопасности иногда вызывает озабоченность у получающих их организаций, говорит специалист по борьбе с терроризмом. Юристы в финансовых организациях, которые регулярно предоставляют данные в ФБР в ходе расследований, выступали с обращениями к ФБР о том, что их смущает размах запросов военных, а также спрашивали, обязаны ли они раскрывать финансовые сведения, говорят чиновники.

Компании не склонны раскрывать конфиденциальные финансовые данные о своих клиентах правительству, говорит чиновник, "так что чем чаще и чем более непрофессионально это делается, тем с большим сопротивлением потом сталкивается ФБР".

По подсчетам департамента юстиции, ФБР часто в последние годы полагалось на письма, чтобы собирать данные о телефонной и интернет-коммуникации, финансовую информацию и другие данные в ходе расследований террористической деятельности, издав только за 2005 год более 9 тыс. писем. В качестве инструмента проведения расследования письма создают относительно мало проблем, они могут быть выпущены руководителями подразделений, а не судом. Принятие Закона о борьбе с терроризмом в 2001 году снизило требования к таким письмам: достаточно того, чтобы запрошенные документы были "релевантными" для расследования, а запросы могут касаться и побочных фигур, а не только тех, в отношении кого проводится расследование.

Некоторые демократы обвинили ФБР в использовании писем для сбора компромата, а Американский союз за гражданские свободы выиграл два судебных дела, одно в отношении библиотечного абонемента в Коннектикуте, а другое - в отношении интернет-сведений в Манхэттене. Конгресс, обеспокоенный возможностью злоупотреблений, ввел новые гарантии безопасности в прошлом году, в частности, пояснив, что получатели писем о национальной безопасности могут связаться с адвокатом и требовать рассмотрения дела в суде. Конгресс также дал указание генеральному инспектору министерства юстиции изучить использование писем Федеральным бюро расследований, и эта работа продолжается.

В отличие от ФБР, военные и ЦРУ не имеют широких полномочий, позволяющих запрашивать данные об американцах для разведывательных целей. Однако расширение использования писем о национальной безопасности позволило Пентагону и ЦРУ собирать данные по собственной инициативе. Иногда военные или сотрудники ЦРУ работают совместно с ФБР, чтобы получить данные, как это было в деле против американского переводчика, который работал на иракских военных и которого подозревали в связях с повстанцами.

После терактов 11 сентября Рамсфельд дал указания военным юристам и представителям разведки изучить предусмотренные законом возможности сбора разведданных как внутри Соединенных Штатов, так и за рубежом. Они пришли к выводу, что у Пентагона есть "гораздо больше" законных инструментов, чем он использует, сказал высокопоставленный представитель министерства обороны.

Военные чиновники говорят, что Закон о праве на конфиденциальность финансовой информации 1978 года, устанавливающий процедуру получения государством доступа к финансовым и банковским данным, впервые дал им право выпускать письма о национальной безопасности. Военные многие годы использовали их эпизодически, говорят чиновники, но масштабы выросли в 2001 году, когда юристы и разведчики пришли к выводу, что Закон о борьбе с терроризмом подкрепляет их право на использование писем для получения на добровольной основе финансовых сведений и право издавать обязательные к исполнению письма для получения кредитных историй.

Некоторые представители ФБР говорят, что были удивлены пентагоновской интерпретацией закона, когда военные их впервые проинформировали об этом. "Это очень вольное толкование закона", - говорит один бывший представитель контртеррористического подразделения.

Обычно письма использовались с целью отслеживать финансовые транзакции военного персонала, но их использовали и для того, чтобы изучать деятельность гражданских подрядчиков и людей, не связанных с армией, которые могли бы представлять угрозу для военных, говорят чиновники. Военные говорят, что рассматривают письма как один из наименее травматичных методов сбора информации. Когда ведется полномасштабное расследование, говорит один чиновник, теперь стало "общепринятой практикой" направлять подобные письма.

По словам двух военных, один из знаменитых случаев использования таких писем для получения финансовых сведений - дело против мусульманского капеллана на базе Гуантанамо на Кубе, которого подозревали в 2003 году в том, что он помогал подозреваемым в терроризме заключенным этой базы. Дело о шпионаже против капеллана Джеймса Йи вскоре развалилось.

Юджин Файделл, адвокат бывшего капеллана и эксперт по военному законодательству, говорит, что ему ничего не было известно о том, что военные следователи могли направлять письма о национальной безопасности для получения финансовой информации о Йи.

Файделл говорит, что находит эту практику "тревожной", отчасти потому, что у военных нет той системы сдержек и противовесов по отношению к гражданским правам американцев, которая есть у ФБР. "Где здесь прозрачность? - спрашивает он. - В этом все зло - такая деятельность не оставляет следов".

Даже когда дело закрыто, военные говорят, что обычно сохраняют данные в течение многих лет, потому что они могут понадобиться в ходе будущих расследований. Представители департамента оперативной контрразведки Пентагона говорят, что планируют объединить эти данные в единую базу под названием "Портико". Финансовые документы не будут широко распространяться, но будут доступны следователям, говорит представитель разведки.

"Вы же не будете уничтожать что-то, чтобы потом обнаружить, что тот же самый парень фигурирует в другом расследовании, а вы не знаете, что им уже занимались раньше", - сказал чиновник.

Департамент оперативной контрразведки был создан в 2002 году для улучшения координации усилий военных по борьбе с иностранными разведывательными службами; его уже критиковали за некоторые формы разведывательной деятельности внутри страны.

Агентство ведет базу разведывательных данных и сообщений об угрозах, известную как "Талон", куда стекается информацию об антивоенных организационных совещаниях в церквях, библиотеках и других местах. Министерство обороны с тех пор ужесточило процедуры, регулирующие, какого рода информация попадает в "Талон", а оперативная контрразведка вычистила около 250 случайных рапортов из базы, которые, как выяснилось, никогда не должны были в нее попасть, поскольку касались не нарушающих закон людей, выступающих против войны в Ираке.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru