Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 марта 2001 г.

Тимоти МакКарти, Виктор Мизин | International Herald Tribune

Новые способы остановить российские ракетные злодеяния

Тимоти МакКарти, старший аналитик Центра исследований в области нераспространения ядерного оружия в Монтерее, и Виктор Мизин, бывший сотрудник МИД РФ, дипломат, работающий в этом же центре.

Недавно, выступая в Конгрессе, директор Центрального разведывательного управления США Джордж Тенет повторил знакомые жалобы: российские оборонные предприятия продолжают поставлять ракетные технологии в Иран, Ливию и другие страны.

Учитывая, что десятилетние усилия США и других стран до сих пор не заставили Москву умерить свою ракетную щедрость, пора обратиться к корням этой постоянной проблемы безопасности.

Ракетный экспорт укрепил наступательные возможности потенциальных врагов США и Запада, снизил уровень региональной и стратегической стабильности и привел к созданию цепей "вторичных поставщиков", не обращающих внимание на договоренности о контроле за распространением ядерного оружия. Он ослабил позиции "Режима контроля за ракетными технологиями", в котором участвуют 32 государства, единственного международного инструмента, препятствующего экспорту ракетных технологий. Россия является членом этой организации, но ее поведение выявляет неспособность режима ограничивать действия даже одного из своих участников.

Вашингтон наложил на непослушные российские фирмы санкции, потребовал более жесткого контроля над экспортом, провел ряд дипломатических переговоров по этому вопросу на высоком уровне. Он сделал Россию одним из подрядчиков в работах над созданием Международной космической станции и реализации других космических проектов, чтобы дать российским компаниям возможность заниматься легитимным бизнесом.

Такие политические инструменты полезны, но они не решают главной структурной проблемы, которая стоит за незаконной торговлей: избыточные производственные мощности российской ракетной и космической промышленности и неспособность или нежелание Москвы что-либо с этим делать.

В Советском Союзе была создана мощная ракетная и космическая инфраструктура, большая часть которая располагалась на территории России. С окончанием холодной войны некоторых рабочих уволили, но в целом индустрия практически не изменила своих очертаний. Компание, производящие ракеты, не реструктурировались, не уменьшались в размерах, не объединялись друг с другом, как это происходило все это время в западном оборонном секторе.

У этого застоя есть свои причины. Кремль не дает возможности проводить реальную приватизацию многих предприятий, жестко контролирует их финансовую и прочую деятельность, боится политических последствий, которые могут возникнуть в случае закрытия компаний. Бюрократы ракетной промышленности в целом выступают против структурной реформы, поскольку правительство получает прибыли по зарубежным контрактам, заключаемым этим сектором. На более глубоком уровне гигантская инфраструктура считается частью национального наследия и символом достижений российской науки, и ее надо сохранить любой ценой.

У более чем 200 ключевых подрядчиков и субпорядчиков - не говоря уже о цепочках посредников и сфере обслуживания, сложившихся в системе сбыта - очень мало контрактов. Им надо каким-то образом расплачиваться со своими сотрудниками. Они не могут закрыться, потому что боятся спровоцировать общественные беспорядки. Короче говоря, слишком большая промышленность бегает за крайне ограниченным количеством долларов, рублей и евро. В результате продолжается продажа ракетных технологий, наносящая ущерб международной безопасности и ставящая под сомнение обещания России в сфере нераспространения оружия. Основным направлением любой инициативы, направленной на прекращение продажи российскими ракетными предприятиями "избыточной продукции" тем, у кого ее нет, должны быть реструктуризация и уменьшение размеров сектора. В настоящее время существует множество американских и международных программ, направленных на сокращение угрозы распространения ядерного оружия в России; среди целей этих программ - уменьшение размеров некоторых частей ракетного сектора, в том числе проекты по поддержке экономической диверсификации и по профессиональной переподготовке уволенных рабочих.

Такие инициативы могут помочь Кремлю справиться с политическими проблемами, возникающими при закрытии заводов, ускорить процесс перехода от оборонной промышленности к другим видам производства. Одновременно правительство США и частные космические корпорации должны подталкивать крупные российские предприятия, такие как "Хруничев" и "Энергия", поглощать мелкие фирмы. Несмотря на то, что крупные компании могут впоследствии стать серьезными конкурентами американских предприятий, они будут скорее всего более прозрачными в своей деятельности и в меньшей степени склонными к распространению оружия в силу своего вероятного участия в западных аэрокосмических проектах. В результате подобных контактов крупные корпорации будут заинтересованы в том, чтобы способствовать нераспространению оружия, у них появятся более серьезные рычаги влияния на российское правительство в этой сфере.

И наконец, определенные критерии приватизации и сокращения размеров индустрии могут ставиться в качестве условия при заключении оборонных контрактов - после того, как Соединенные Штаты дадут российским компаниям участовать в своих программах. Определенные политические задачи можно решить, создав в России круг избирателей, поддерживающих усилия в области противоракетной обороны. Искать реальные методы решения проблемы распространения ракетных технологий, связанной с избыточной производственной мощностью, будет очень сложно. Но если не решать эту структурную проблему, в ближайшие годы руководство ЦРУ будет продолжать составлять мрачные отчеты о российском экспорте.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru