Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 марта 2001 г.

Филип Кенникотт | Los Angeles Times

Новый порядок в архивах российского оперного театра

Западных ученых давно мучило подозрение, что в беспорядочных архивах санкт-петербургской Мариинской оперы может находиться золотая жила для музыковедения. Но для российского оперного театра, целиком поглощенного своей трансформацией в новых условиях капиталистического общества, забота о сохранении исторической музыкальной бибилиотеки до сих пор не была основным приоритетом.

Сейчас Мариинка готовится к тому, чтобы чаще приезжать в США ? в частности, в начале следующего года вступает в силу десятилетний контракт на выступления в Центре Кеннеди. В связи с этим, театр решил привести свой музыкальный шкаф в порядок.

30 марта библиотека Конгресса и энергичный лидер Кировского театра Валерий Гергиев объявят о совместных планах по каталогизации, созданию микрофотокопий и сохранению бесценного собрания партитур, плесневеющих в Мариинском театре.

Директор библиотеки Конгресса Джеймс Биллингтон предложил Мариинке техническую помощь в сохранении архива. В обмен микрофотокопии материалов архива Кировского театра должны быть предоставлены музыкальному отделению Библиотеки Конгресса.

?Это бывший царский архив, он явно никогда не инвентаризировался полностью, - говорит Биллингтон. ? Там есть каталог на карточках, но собрание не хранится должным образом. Они хотят привести его в порядок, а мы хотим им помочь?.

Биллингтон - ученый, занимающийся Россией - обсуждал эту идею с Гергиевым ? дальновидным и фантастически эффективным директором театра - весной прошлого года. Они решили дать возможность ученым и хранителям библиотеки Конгресса провести предварительное исследование коллекции; Биллингтон неохотно делится подробностями, но, судя по всему, в ходе первого осмотра архива было обнаружено впечатляющее собрание музыкальных произведений.

?Это ? настоящий клад, - говорит Биллингтон. ? В частности, мы сможем пополнить наши знания о композиторах восемнадцатого века со времени Россини. У нас не было времени детально изучить материалы, поэтому точно пока сказать ничего нельзя. Там много Россини, большое количество Мейербайера. Похоже, что там много Иоганна Штрауса и даже Рихарда Штрауса?.

Биллингтон не торопится говорить об открытиях, поскольку многие партитуры существуют в различных вариантах, что создает путаницу, с которой ученым приходится разбираться годами. Даже те партитуры, которые похожи на рукописные оригиналы, могут оказаться копиями или переработками уже известного и исполняющегося материала.

Тем не менее, некоторые произведения Россини никто не слышал больше полутора веков. По словам Филипа Госсетта, изучающего творчество Россини в Чикагском университете, в Санкт-Петербурге были найдены три марша для военных оркестров. Госсетт видел копию одного из этих произведений в сообщении, присланном ему по электронной почте.

Несмотря на то, что западные ученые получили доступ к коллекции, архив Мариинки ? непростое место для исследований. Госсетт говорит, что архив, как правило, не предоставлял ученым копии своих материалов на продолжительное время. Кроме того, исследователи обнаружили, что если они хотят найти какой-либо полезный материал, им нужно точно знать, что они ищут.

Ценность библитеки связана с тем фактом, что в 18-м и 19-м веках западные композиторы часто приезжали в Санкт-Петербург. Будучи самым прозападным российским городом, царский Санкт-Петербург больше всего любил приглашать модных оперных композиторов. Императорский двор щедро платил итальянским и французским композиторам за создание произведений для своих оперных театров. В восемнадцатом веке в Санкт-Петербурге проживали несколько композиторов, имевших первостепенное значение для развития итальянской оперы. Они работали придворными дирижерами и композиторами. В архиве Мариинки есть авторский вариант партитуры оперы Доменико Чимароса ?Клеопатра?; в городе восемь лет работал Джованни Пэсиелло, написавший ?Севильского цирюльника? еще до Россини.

Увлечение итальянской оперой сменилось страстной любовью к французским опере и балету; одна из волнующих возможностей, которые сулит проект исследования актива ? открытие неизвестных произведений Джакомо Мейербайера.

Кроме того, по словам Биллингтона, в библиотеке есть неизученное собрание партитур водевилей.

Источник: Los Angeles Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru