Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 марта 2004 г.

Андерс Аслунд | The Telegraph

Попытки президента Путина стать новым царем обречены на провал

Аркадий Райкин, ныне покойный советский юморист, шутил: "Хорошо уже, что мы живем лучше, чем в 1913-м". Целые поколения россиян воспринимали последний спокойный год царского правления с большой теплотой. Теперь эта ностальгическая фантазия вот-вот осуществится. Президент Владимир Путин последовательно избавлялся от каких-либо ограничений своей власти, так что вчерашние выборы больше походили на коронацию.

По счастью, это все-таки не реставрация советского режима или становление фашизма - авторитаризм пока довольно умеренный, а идеология практически отсутствует. Скорее, в системе Путина наблюдаются черты сходства с поздним этапом царизма.

Царь, ни с кем не советуясь, волен всегда поступать по своему усмотрению, у чиновников полностью развязаны руки, а секретная полиция - этакий бриллиант в царской короне. Коррупция не только принимается, но и приветствуется. Развращенное коррупцией чиновничество обретает силу и протягивает свои зловещие щупальца во все сферы общественной и экономической жизни. Армия, несмотря на восхваления в ее адрес по телевидению, остается все такой же бесполезной. Самой могущественной (и коррумпированной) частью государственной машины становится секретная полиция.

Апологеты Путина, такие, как журналист Михаил Леонтьев, говорят о "необходимом минимуме репрессий", якобы опасаясь распада российской нации. Но это - несуществующая угроза. Это возрождение давно отошедшей в мир иной системы, которая вообще никогда не отличалась жизнеспособностью, это чудовище, порожденное ностальгией, просто не может быть успешным.

Проблема коррупции в правительствах Центральной и Восточной Европы - основная причина общественного недовольства этими правительствами. В России ситуация усугубляется тем, что власть Путина опирается на представителей спецслужб из Санкт Петербурга, которые жадно стремятся награбить как можно больше и как можно быстрее.

Пока еще русские этого не осознали, но скоро они поймут, что ближайшее окружение Путина и есть движущая сила российской коррупции. Когда это произойдет, Путин и его команда уже не смогут никого убедить, что они борются с коррупцией.

Ни одно современное общество не может нормально функционировать, не имея системы взаимного контроля разных ветвей власти. Весьма возможно, что новый поток законодательных актов будет столь же непоследовательным, что и в начале 1990-х - одни будут в либеральном духе, другие - в антилиберальном. Нет механизмов, позволивших бы координировать или контролировать законотворческую деятельность.

Едва ли теперь, когда Путин избавился от системы советников и консультантов с тем, чтобы самолично принимать любые решения, он способен на взвешенное решение. Это будет иметь как экономические, так и политические последствия.

СМИ, контролируемые государством, тоже стремительно теряют свой авторитет. Два государственных телевизионных канала - ОРТ и "Россия" - стали абсолютно советскими. В пропутинской партии "Единая Россия", по сути, нет официального представителя, и все заявления делает лично Путин. Его становится слишком много, он начинает даже в чем-то напоминать Горбачева. Чем чаще он появляется на телеэкранах, тем стремительнее он теряет то очарование тайны, которое привлекает в нем людей.

Во время своего первого срока Путин умело сбалансировал власть олигархов с растущим могуществом КГБ, позиционируя себя как президента всех россиян. Теперь становится ясно, что Путин - президент силовиков, а все прочие остались за бортом.

Вступая в XXI век, под девизом "монархия, православие, народность", не стоит питать радужных иллюзий. Хотя эти ценности еще могут будить у кого-то ностальгические чувства, они безнадежно устарели.

По моим наблюдениям, больше всего среди сувенирных фигурок на Арбате изображений Ленина, Сталина, Дзержинского и - Путина! Но в России нет крайнего национализма, в России вообще нет идеологии.

Путина окружают в основном угрюмые 50-летние мужчины из бывшей службы внешней контрразведки. Они олицетворяют собой потерянное поколение времен Брежнева. Они говорят на иностранных языках и звучат по-современному, но на самом деле до самых корней испорчены старой советской системой. С наступлением перемен их вытеснили молодые идеалисты и реформаторы. Теперешнее решение Путина снова обратиться к этому поколению циников, разочарованных во всем и ни к чему не стремящихся, это шаг назад.

Основная причина поддержки Путина - это экономический рост в 7% в год и то, что в ближайшей перспективе нет поводов ожидать крупных макроэкономических проблем.

Однако алчные силовики не видят никаких преград, меньше всего там, где речь идет о чужой частной собственности. Они хотят присвоить себе одно за другим все крупные предприятия.

Если им это удастся, то ни инвестиции, ни рынок акций не сохранятся в нынешнем объеме, что неизбежно отразится на уровне экономического роста. Забавно слышать, как представители западных инвестиционных банков и управляющие фондовых рынков восхваляют Путина за то, что он установил закон и порядок. Печально, что Россия полагается на выводы аналитиков, имеющих свой корыстный интерес, а не на беспристрастные академические исследования.

Есть в России и другие проблемы. Политика Путина в Чечне зашла в тупик, и коррумпированные спецслужбы беспомощны перед лицом терроризма. В качестве авторитарного государства Россия не может рассчитывать на то уважение со стороны мирового сообщества, которое она имела, когда якобы находилась на пути к построению демократии.

Пропасть, отделяющая Россию от Европы, похоже, будет только расширяться. Разрыв между различными регионами России также непреодолим, поскольку бюрократизированная система не предоставляет механизма для его преодоления.

Обедая на днях с одним из лидеров "Единой России", я спросил его, что он думает по поводу выборов в Думу. Он ответил, что говорил на эту тему с президентом, который казался "озабоченным". Вот так теперь высказываются государственные лица в России - они предпочитают вкладывают свои тревоги в уста президенту.

Он сказал, что новая Дума похожа на птицу, у которой несоразмерно большое туловище, левое крыло совсем обтрепалось, правого нет вообще. "Такая птица, - сказал он, - не сможет летать". То же самое можно сказать о фантастическом нео-царизме Путина.

Основной вопрос сейчас не в том, выживет ли система Путина - она, конечно, не выживет, - а в том продолжатся ли возникшие националистические тенденции в будущем, как предполагает бывший премьер-министр Егор Гайдар, или же эта реставрация царизма в лице Путина - не более чем страшный сон, за которым последует пробуждение нового либерализма.

Источник: The Telegraph


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru