Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 сентября 2006 г.

Пол Мейдмент | Forbes

Убийство банкира стало для России ударом

Убийство Андрея Козлова, второго человека в Центральном банке России, - это проверка на политическую состоятельность для президента Владимира Путина и проверка нервов зарубежных банкиров и инвесторов, которые возлагают все больше надежд на то, что страна переходит от финансового беззакония к современной экономике.

Козлов со своим водителем погибли вечером в среду в результате нападения вооруженных людей возле спортивного комплекса, где Козлов участвовал в корпоративном футбольном матче для сотрудников Центробанка. Милиция заявляет, что преступление носит все следы заказного убийства.

Подобные убийства, часто практиковавшиеся в 1990-е для разрешения конфликтов в деловой сфере, теперь стали в Москве редкостью. Последним нападением на столь же высокопоставленное лицо было неудачное покушение, совершенное в прошлом году на Анатолия Чубайса, председателя правления российской электроэнергетической монополии и автора проекта массовой приватизации, реализованного в 1990-е годы.

Основным мотивом, сразу оказавшимся в центре внимания, стала деятельность Козлова в Центробанке. Он несет ответственность за чистки в российской банковской системе, печально известной разгулом коррупции.

Недавно им были отозваны лицензии нескольких банков, подозреваемых в отмывании денег. А на прошлой неделе он предложил ввести пожизненный запрет на занятие банковской деятельностью для людей, признанных виновными в налоговых или иных финансовых преступлениях.

Неизбежно у Козлова появились могущественные и опасные враги, ведь в этой стране бизнесмены, бандиты и продажные чиновники на местах все еще действуют сообща, а небольшие банки служат для них точками соприкосновения.

В России около 1250 лицензированных банков. Не более 100 из них можно признать коммерческими и розничными банками в западном смысле. Многие связаны с промышленными группами, такие как Всероссийский банк развития регионов, входящий в группу "Роснефти".

Многие из оставшихся - небольшие учреждения, не более чем частные финансовые бюро: критики говорят скорее о посредниках в незаконных сделках групп компаний и кланов.

Около 700 из них, по оценкам иностранных банкиров, являются фиктивными банками, которые существуют для перевода денег сомнительного происхождения. В начале 1990-х множество средств, полученных за счет присвоения чиновниками промышленных и финансовых предприятий рухнувшего Советского Союза, было выведено из страны в надежные убежища за границей.

Позднее, когда экономическая ситуация в России чуть успокоилась, часть этих денег была вновь переведена в обратном направлении для покупки собственности и прочих инвестиций.

Хотя российские финансы и промышленность, по общему мнению, сейчас менее коррумпированы, чем десятилетие назад, они остаются самыми неразборчивыми в средствах из всех, представленных в экономике других крупных стран (см. "Индекс инвестиционной привлекательности и коррупции").

С приходом к власти Путина обозначился переход от одного режима к другому, олигархов стали сурово наказывать за мошенничество и уклонение от налогов. Новые законы ужесточают меры наказания. В финансовой сфере новые правила требуют от банков обязательной комплексной проверки своих клиентов и их денег.

Одним из показателей достигнутого прогресса является то, что зарубежные банкиры, некогда остерегавшиеся Москвы, стали ездить сюда по делам бизнеса. После проведения реформ, последовавших за крахом банка "Кредиттраст" в 2004 году, зарубежные банки стали приобретать пакеты акций в легитимных российских банках.

Наряду с уже действовавшими австрийским Raiffeisenbank и Citigroup появились также American Express, Morgan Stanley и Svenska Handelsbank. К началу этого года в России существовал 41 банк, полностью принадлежащий иностранным владельцам, еще 12 по большей части принадлежали иностранцам и в 131 российском банке есть доля иностранного капитала. Raiffeisenbank входит в десятку крупнейших депозитариев страны.

Убийство Козлова - это прямой вызов Кремлю. Оно напугает и чиновников, которым предстоит бороться с коррупцией, и тех, кто возлагал все больше надежд на экономические реформы в России. В глазах зарубежных инвесторов степень политического риска в стране поднялась на ступеньку вверх.

Реакция Кремля на это убийство покажет, насколько возрастет награда за риск. Если не будет принято серьезных мер, это станет тревожным показателем. Вероятно, расследование убийства вскоре выявит подозреваемых.

Но ответом должна стать не просто демонстрация воли и способности представить виновных перед судом. Слабая банковская система по-прежнему контрастирует с экономическим ростом в России.

Зарубежные банки все также надеются на принятие жестких мер против фиктивных банков и интенсификацию чистки банковской системы. Без этого те силы, которые, казалось бы, уже были загнаны по темным углам, вновь заявят о себе.

Источник: Forbes


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru