Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 декабря 2004 г.

Витаутас Ландсбергис | Nation

Имперские амбиции Путина

Раскол народа с целью его завоевания - это аморальная стратегия, которая существует в анналах истории. От Александра Великого до Сталина Жестокого варианты этой стратегии использовались для того, чтобы держать страны в покорности воле императора.

Сейчас мы снова видим эту стратегию в действии: российский президент Владимир Путин тайно пытается восстановить господство Кремля на территориях, "потерянных" после развала СССР в 1991 году. Запустив свою лапу чрезмерно глубоко в недавние украинские выборы, Путин откровенно продемонстрировал миру свои неоимперские амбиции.

На волне эйфории массовых протестов в Киеве Владимир Путин заявил, что может работать с любым украинским правительством, которое изберет народ. Но это были пустые слова, так как в мыслях и действиях Путин не хочет, чтобы Украиной правил тот, кого посадил не он. За достижения этой цели он считает возможным заплатить любую цену, и поэтому для раскола Украины были использованы традиционные механизмы.

Я говорю как тот, кто прошел через жернова российских имперских прожектов. Когда Литва и другие прибалтийские государства, Эстония и Латвия, которые были оккупированы Сталиным в конце Второй мировой войны, воспользовались возможностью получить свободу в 1990-1991 годах, Кремль не стал сидеть сложа руки. Он знал, что остальные колонии России - так называемые "советские республики" - захотят последовать за неблагодарными прибалтийскими странами по пути к свободе.

Хотя российские правители тогда были коммунистами только по названию, они, не раздумывая, применили старые ленинские рецепты. Они начали подстрекать и провоцировать расколы и конфронтации. Они сыграли на напряженности между различными национальными или этническими общинами, основываясь на идее Ленина о том, что даже небольшая группа поселков может потребовать территориальной автономии.

Обратите внимание на слово "территориальная". Требования никогда не ограничивались обычной культурной автономией, что является способом сохранения самобытности и самозащиты. Нет, речь идет о территориальной автономии.

Таким путем создается возможность манипулировать меньшинствами. Раздели, сыграй на трениях, и страна превратится в разрушенное общество без национальной территории. Вооружи часть этих меньшинств, чтобы они могли требовать автономии под дулом автомата, и вы получите хаос того типа, который Кремль сможет использовать для восстановления своего контроля.

К счастью, литовцы, а также эстонцы и латвийцы поняли эту игру. Она также обернулась неудачей в Крыму, когда Россия попыталась применить свою старую стратегию "разделяй и властвуй" в 1991 году. Однако эти поражения не заставили Кремль отказаться от своей базовой стратегии. Как раз наоборот, российские имперские амбиции сохранились и усилились, а настойчивость приносит свои результаты.

Вокруг Черного моря Россия создала серию искусственных мини-государств. Грузия и Молдавия были расколоты через создание преступных мини-государств, подпитываемых Кремлем и остающихся под его военным зонтом.

Действительно, в ту самую неделю, когда Путин вмешивался в украинские президентские выборы, он угрожал блокировать одно из этих мини-государств - Абхазский регион Грузии, - после того как у жителей региона хватило смелости проголосовать за президента, который не нравился Кремлю.

Молдавия оказалась особенно беспомощной перед лицом кремлевских имперских планов. В Приднестровье сохраняет присутствие крупный российский гарнизон, где он правит в сотрудничестве с местными бандами. Существование этой беззаконной территории отчасти содействует тому, что Молдавия остается беднейшей страной Европы.

К востоку Армения и Азербайджан столкнулись в такой кровавой конфронтации, развернувшейся по науськиванию Кремля, что единственным вариантом окончания этнического конфликта был призыв россиян - как в Приднестровье.

Теперь украинский народ может ожидать аналогичное испытание. Сторонники Виктора Януковича заявили о намерении добиваться автономии, если законный победитель выборов Виктор Ющенко действительно станет президентом. Кто может сомневаться, что в этом чувствуется рука России?

Посмел бы мэр Москвы Юрий Лужков, лояльное порождение Путина, посетить митинг, где произносились требования об автономии, без санкции кремлевского монарха? Действительно, Путин открыто заявляет, что Украина - это своего рода "внутренний вопрос". Надо надеяться, что украинские русскоговорящие граждане, столкнувшись с экономическими бедствиями и кровопролитием, которые спровоцируют созданные Кремлем движения, поддерживающие автономию, поймут, что их превратили в путинские пешки.

Задача Виктора Ющенко и его "оранжевых" революционеров, так же как и для литовских демократов в 1990-1991 годах, - показать, что демократия не значит, что большинство подавляет меньшинство. Литва сдала этот экзамен, и, я уверен, что его сдадут Ющенко и его команда.

Но Европа и мир тоже стоят перед испытанием. При Владимире Путине и его бывших коллегах по КГБ Россия превращается из Российской Федерации Бориса Ельцина в унитарное авторитарное государство.

Европа, Америка и остальной мир должны увидеть так называемую "управляемую демократию" в ее истинном свете и единым фронтом выступить против путинских неоимперских мечтаний.

Первый шаг - это заставить Россию уважать свои обязательства перед ОБСЕ и Советом Европы и вывести свои войска из Молдавии и Грузии. Нужно выступить против любых планов "защиты" Януковича и Восточной Украины военной силой.

Витаутас Ландсбергис - первый президент Литвы после обретения ею независимости от Советского Союза. Сейчас член Европейского парламента

Project Syndicate, декабрь 2004.

Источник: Nation


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru