Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 февраля 2005 г.

У Валдаса Адамкуса проблема. Президент России Владимир Путин лично, настойчиво и даже с оттенком угрозы пригласил 79-летнего президента Литвы на мероприятие, на которое ему, как он твердо уверен, не следует ехать: празднование 60-летия победы Советского Союза над Адольфом Гитлером 9 мая в Москве. Это действительно важное мероприятие: на нем будут президент Буш, Тони Блэр, Жак Ширак, Сильвио Берлускони, президенты бывших республик и еще тысячи гостей.

Но Адамкус не считает 9 мая 1945 года днем освобождения своей маленькой страны и ее балтийских соседей. "В этот день мы поменяли Гитлера на Сталина, и праздновать нечего", - говорит он. Многие литовцы, которые гордятся своей ролью в развале СССР в 1991 году, согласны с ним. Но Путин почти до безумия хочет, чтобы все бывшие советские республики поздравили Россию 9 Мая; он даже прибег к самой сильной своей угрозе, намекнув, что, если Адамкус не приедет, это может отразиться на российских поставках нефти и газа.

Разумеется, американский посол в Литве Стив Малл говорит, что для США не имеет значения, поедет Адамкус или нет. Проблема выходит за рамки социальной, поскольку является симптомом тревожной тенденции в поведении России в регионе, где когда-то безраздельно господствовал СССР. И это ставит администрацию Буша перед дилеммой, гораздо более серьезной, чем та, с которой столкнулся Адамкус.

Я не пытаюсь предсказать возврат к временам холодной войны. Слава богу, они ушли навсегда. Россия, хотя и сильно уменьшившаяся, является сегодня важной и легитимной частью мировой системы. Новая структура безопасности Европы, выработанная администрациями Клинтона и Буша совместно с Борисом Ельциным и Путиным, направлена уже не на сдерживание России, а на ее включение, и привела к историческим достижениям и сотрудничеству.

Но продолжение этой продуктивной политики ставят под угрозу события прошедшего года, которые Запад уже не может игнорировать. Путина пугает независимость некоторых республик бывшего СССР, особенно Грузии и Украины. Но его неуместное вмешательство, которое не предотвратило демократические выступления в обеих странах, только ослабило его.

Вашингтон и Европейский союз игнорируют один из самых серьезных моментов: продолжающееся присутствие российских войск в соседних странах без их разрешения. В 1999 году Россия пообещала постепенно вывести войска из Грузии и Молдавии, войска, которые поддерживают дестабилизирующие сепаратистские движения.

Шесть лет спустя российские войска по-прежнему находятся в этих зонах "замороженных конфликтов". На прошлой неделе, на конференции в Мюнхене российский министр обороны Сергей Иванов заявил, что Москва никогда не брала на себя подобных обязательств. Такую трактовку новейшей истории категорически отвергают представители администраций Буша и Клинтона.

В то же время внутриполитический курс Путина сместился в сторону "мягкого авторитаризма". Губернаторов теперь не избирают, их назначает Кремль; ограничения свободы средств массовой информации усиливаются; дело ЮКОСа является кражей под покровительством государства. Конфликт в Чечне не поддается урегулированию, и Чечня стала известным прибежищем террористов.

Можно спросить, что получили США в обмен на свою политику в отношении России за последние четыре года. Сотрудничество в борьбе с терроризмом было бы в любом случае, а формальное согласие России на американскую систему противоракетной обороны вряд ли укрепляет нашу внутреннюю безопасность, поскольку главную угрозу представляют террористы. Фактически Вашингтон и Европейский союз создали у Путина впечатление, что в "ближнем зарубежье" он может делать почти все, что ему заблагорассудится.

Одному Джорджу Бушу известно, что он увидел, заглянув в душу Путина в 2001 году, но оно того не стоит. Россия выступала против нас по проблеме Ирака, заняв ту же позицию, что Франция и Германия (на самом деле, явно согласовывая ее с ними). А сейчас она обхаживает нашего важного союзника Турцию, втягивая ее в отношения, которые усилят влияние России в этом беспокойном регионе. Путин присоединился к требованиям Китая о выводе американских войск из Центральной Азии. Теперь Москва запретила маленькой группе сотрудников ОБСЕ осуществлять мониторинг границы в Грузии и, похоже, намерена ослабить эту важную организацию.

Администрация должна пересмотреть свои отношения с Россией. Игнорирование поведения Путина делает посмешище из речи Буша о свободе и демократии, произнесенной во время инаугурации. Но перестроить отношения, которые приобрели сильную личную окраску для двух сильных и уверенных в себе лидеров, будет нелегко.

Действительно ли романтический период отношений Вашингтона с Москвой кончился? Первая проверка состоится на будущей неделе, когда Буш и Путин встретятся в Братиславе. Затем, конечно, празднование 9 Мая, которое Путин хотел бы превратить в саммит НАТО-Россия на следующий день, что в нынешней ситуации немыслимо.

Россия страдает от того, что бывший заместитель госсекретаря Строуб Тэлботт называет "эффектом Родни Дангерфилда": она не получает уважения. Но политика Путина уважения не вернет. США и Европейский союз должны установить четкие критерии, начиная с выполнения обещаний 1999 года, касающихся вывода войск. Если этого не сделать, проблема, которую долго игнорировали, скоро выйдет на первый план. Но тогда будет уже слишком поздно.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru