Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 февраля 2006 г.

Матиас Брюггманн | Handelsblatt

Кремль протягивает руки к концернам

Правительство постоянно увеличивает свое влияние на экономику. Все самолетостроительные компании - под началом государственного холдинга

Все больше частных предприятий в России попадает под контроль государства. На следующей неделе, поставив свою подпись, Путин хочет положить начало объединению всех самолетостроительных предприятий. В новом холдинге доля государства будет составлять минимум 75%, заявило московское правительство.

Своей активной экономической политикой Путин хочет по-новому построить государственную экономику и обосновать статус России как великой экономической державы. С момента его прихода к власти в сочельник 2000 года в одном только нефтяном секторе доля государства повысилась с 7,2% до одной трети. Государственный нефтяной концерн "Роснефть" хочет вывести миноритарный пакет акций стоимостью 20 млрд долларов на биржу - однако выручка будет использована на то, чтобы укрепить господствующее положение концерна, заявил его глава Сергей Богданчиков.

Шуму наделала покупка государственной нефтяной компанией "Роснефть" главной нефтедобывающей компании ранее самого крупного нефтяного концерна ЮКОС. Однако это не умерило аппетит правительства по отношению к промышленным предприятиям. По оценкам московского "Альфа-Банка", доля государства в котирующихся на бирже предприятиях за последние два с половиной года взлетела до 30% (что составляет 190 млрд долларов) от общей капитализации рынка. Только в 2005 году государственные концерны потратили почти 18 млрд долларов на поглощение частных конкурентов.

Теперь глава Роспрома Борис Алешин объявил об объединении всех автомобилестроительных предприятий в один государственный холдинг. "Государство теряет миллиарды в бесполезных попытках продвинуть на рынке неудачные модели", - комментирует либеральная газета "Новые известия". Военный концерн "Рособоронэкспорт" уже приобрел производящий легковые автомобили концерн "Лада" и производителя грузовых автомобилей "Камаз". Теперь он, по его собственным словам, хочет проглотить крупнейшего в мире производителя титана "Корпорация ВСМПО-Ависма".

Уже в течение нескольких недель ходят слухи, что государственный алмазный монополист "Алроса" протягивает руки к самому крупному в мире концерну, производящему никель и платину, "Норильский никель". Ранее "Алроса", где министр финансов Алексей Кудрин является председателем совета директоров, заявила цель стать горным концерном широкого профиля. Добычей нефти и газа концерн тоже собирается заниматься.

Экспорт газа и электроэнергетику в России крепко держит государство. Путин, правда, объявил, что государство не будет больше поглощать частные нефтяные компании. Однако этому "нельзя верить", говорит Владимир Милов, директор Института энергетической политики, бывший ранее заместителем министра энергетики. По его оценкам, доля государства в нефтяной отрасли поднимется до 50-60%.

В банковском секторе господствующее положение тоже занимают государственные институты. Поглощая мелкие частные кредитные институты, они продолжают укреплять свои позиции. Государство тянется даже к машиностроению. С другой стороны, министерство экономики и развития только что опубликовало список "стратегических предприятий", в которых крупные пакеты акций можно продавать только с согласия Кремля. Наряду с "государственными монстрами" (выражение бывшего советника президента по экономическим вопросам Андрея Илларионова) "Газпромом", "Роснефтью" и "Алросой", в списке также числятся все крупные частные нефтяные компании, включая "Норильский никель". Подобным образом Кремль ограничивает и иностранное участие.

Даже в "свободных от влияния государства" отраслях предприниматели не могут быть уверены, что правительство не захочет их поглотить, говорит Ларс Хандрих из немецкого института экономических исследований DIW в Берлине: "Все то, где экспорт приносит доходы, будет национализировано". Также хорошо знакомый с российской действительностью украинский стальной барон Виталий Гайдук говорит, что "после нефтяной отрасли и автомобильных концернов скоро настанет черед сталеплавильной промышленности, алюминиевой и никелевой отрасли. А потом российские государственные концерны пойдут за покупками в Европу".

Проводя ренационализацию, Путин преследует цель сделать Россию мировой державой. "Тон на мировых энергетических рынках задают крупные мультинациональные концерны, и мы тоже должны развиваться в этом направлении", - сказал недавно Путин. Свою веру в государство Путин показал еще в 1997 году в своей докторской диссертации по макроэкономике: "Без поддержки государства и создания финансово-промышленных холдингов не представляется возможным на равных конкурировать с транснациональными западными концернами".

Источник: Handelsblatt


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru