Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 января 2001 г.

Россия не хочет полностью возвращать свои долги и в качестве компенсации предлагает акции российских предприятий. Канцлер Шрёдер в восторге от этой идеи. Немецкий бизнес пока занимает выжидательную позицию.

Было уже ужасно поздно. Владимир Путин и Герхард Шредер просидели на даче российского президента до четырех часов утра, отмечая православное Рождество. Путины угощали Шредеров рыбой и квашеной капустой. Подавалось белое вино и, как всегда, водка.

Настроение за столом было прекрасное. Только два переводчика со скучающим видом сидели в углу, потому что за столом говорили исключительно по-немецки: в конце 80-ых гг. Путины долго жили в Дрездене.

Путин использовал язык своего собеседника и, когда речь зашла о чрезвычайно актуальной и болезненной для России теме: российских долгах Западу. С того самого момента, когда Гельмут Коль щедрыми кредитами отплатил Москве за воссоединение Германии, последняя остается самым крупным кредитором России.

В общей сложности Россия должна ФРГ порядка 70 млрд. нем. марок. Этот долг вызывает у русских все большее раздражение, и они тянут с его выплатой.

Шрёдер, наконец-то, услышал от Путина, - где-то между рождественской службой и катанием на санях,- что Россия будет выполнять свои обязательства. ?Долг есть долг, а шнапс есть шнапс?,- заверил российский президент.

Естественно, руководители двух стран захотели обсудить возможность выплаты части задолженности в виде акций российских предприятий. ?Фантазийное решение?, считает Шрёдер.

Если бы все было так просто. Москва и в прошлом никогда не скупилась на обещания. Впрочем, она также легко от них отказывалась. Так что никого не удивило, когда едва Шрёдер покинул Россию, премьер Касьянов опроверг слова президента. ?Часть нашей задолженности мы выплатим, а часть нет?, - заявил Касьянов.

Дебаты о российской задолженности напоминают мучительные для правительства Германии тарифные переговоры, на которых уже давно обсуждается одно и то же, но никакого прогресса пока нет.

Кремль и до финансового кризиса 1998г. лишь делал вид, что расплачивается по долгам, а после кризиса вообще перестал платить. Всеми возможными способами русские пытаются добиться реструктуризации задолженности, минимизировав свои платежи - и в лучшем случае, сведя их к нулю. В свою очередь, Запад, и в первую очередь Германия, изо всех сил сопротивляются списанию российской задолженности.

В Берлине и Вашингтоне хорошо знают, что российская экономика сейчас на подъеме. Экономический рост за последний год составил около 7%. Благодаря возросшим ценам на нефть, русские экспортируют больше товаров, чем ввозят в страну - положительное сальдо торгового баланса составило 125 млрд. нем. марок. Впервые наблюдается профицит российского бюджета.

Исходя из этого, господин Кайо Кох-Везер, отвечающий в правительстве Германии за переговоры по урегулированию российской задолженности, считает, что, затягивая время, Россия ничего не выигрывает, а только вредит сама себе. По мнению заместителя министра финансов германского правительства, такое поведение ставит Россию в один ряд с имеющими огромные внешние долги государствами Латинской Америки. И хуже того: ?Своим поведением русские пугают не только западных кредиторов, но и мировые финансовые рынки?, - утверждает Кох-Везер.

Прогресс на переговорах был достигнут только после появления идеи о возможности конвертации части задолженности бывшего Советского Союза в акции российских предприятий. Эти акции правительство Германии сможет продать немецким концернам. Эта идея очень понравилась канцлеру Шрёдеру.

Банкиры назвали это ?акции вместо денег?. Данный механизм был опробован в конце 80-ых гг. в Латинской Америке. Сами русские тоже пытались таким образом получить долги с республик бывшего Советского Союза.

Переговоры об осуществлении этой схемы ведутся в рамках ?Российско-германского стратегического комитета?, решение о создании которого было принято во время визита в Германию президента Путина летом этого года. Со стороны России в комитете принимают участие заместители министров финансов и экономики. Немецкие участники - заместитель министра экономики Аксель Герлах и Клаус Мангольд, председатель Восточного комитета Союза немецкой экономики.

Канцлер готов пойти на реструктуризацию максимум пятой части задолженности, а именно торгового баланса между Советским Союзом и бывшей ГДР. Кроме того, Шредер требует, чтобы русские передали немецкой стороне акции ряда наиболее привлекательных российских компаний таких, как ?Газпром?, РАО "ЕЭС" или ?Связьинвест?.

Однако именно эти предприятия Путин продавать не собирается: и по соображениям национального престижа, и из страха перед могущественными олигархами. Вместо них Москва готова предложить акции нескольких тысяч мелких предприятий пищевой промышленности и машиностроения, не представляющие никакого интереса для инвесторов.

Это предложение не вызывает никакого энтузиазма у представителей немецкого бизнеса. Пока, по словам Клауса Мангольда, речь идет только о самых приблизительных планах, осуществление которых потребует больших усилий.

Однако канцлера Шрёдера такая сдержанность не смущает. В ближайшее время он намеревается активно продвигать свой проект, и хочет, чтобы идею поддержал глава ?Дойче банка? Рольф Бройер.

Многое будет зависеть оттого, что русские предложат на ближайшем заседании экспертного комитета, которое состоится в Берлине в конце января. В переговорах примут участие представители немецкого бизнеса и крупных банков. Цель Шредера - в апреле на российско-германском саммите в Санкт-Петербурге представить первые результаты.

Однако, по мнению немецких представителей, переговоры могут осложниться из-за неразберихи, царящей в российском стане. В то время как президент Путин положительно относится к этому плану, премьер Касьянов и министр финансов Алексей Кудрин настроены весьма скептически.

Так, Кудрин лишь частично внес в бюджет процентные платежи по обслуживанию внешней задолженности, которые должны быть сделаны в этом году. Только одной Германии в январе и феврале этого года Россия должна выплатить около 1,8 млрд. нем. марок. Однако на прошлой неделе Россия перечислила лишь несколько десятков миллионов.

Российское правительство объясняет свои действия тем, что дела страны в экономической сфере идут не так хорошо, как может показаться на основе экономической статистики. В Сибири свирепствуют жесточайшие морозы, шкала термометра опускается ниже 50 градусов по Цельсию. Газопроводы рвутся. ФСБ предостерегает, что в случае падения экспортной выручки России угрожает значительное падение жизненного уровня и массовые беспорядки.

Возможно, поэтому канцлер Шрёдер надеется активизировать платежеспособность русских другим проектом. В этой связи он обсуждал с президентом Путиным проблему развития ?зоны свободной торговли? в Калининградской области. Путин хотел бы, чтобы ?Гонконг на Балтике? получил статус ассоциативного члена ЕС.

На следующий же день в Ганновере канцлер Шрёдер представил эту идею Горану Персону, исполняющему обязанности президента совета ЕС. Шредер дал понять, что сам он не может заниматься продвижением этой идеи, однако надеется, что это сможет сделать Персон. По словам Шредера, швед с пониманием отнесся к этому плану, и будет размышлять о возможности его реализации.

Источник: Der Spiegel


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru