Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 января 2002 г.

Дэвид Уиллман, Алан Миллер | Los Angeles Times

Американо-российский урановый пакт под угрозой

Важнейшее соглашение 1993 г. о продаже тонн урана из российских боеголовок в США, для использования на американских электростанциях, может быть расторгнуто в связи с тем, что россияне и американская компания не могут сойтись в цене.

Конфликт между Россией и американской компанией, которая занимается реализацией этой сделки, уже привел к приостановке поставок урана в США. Специалисты по контролю над вооружениями беспокоятся, что если соглашение будет расторгнуто, у террористов и государств-изгоев могут появиться новые возможности для того, чтобы завладеть ядерными материалами.

Высокопоставленный представитель администрации Буша, заместитель министра энергетики Роберт Кард в своем письме американской компании указал, что "если не будет гарантированы постоянные поставки российского низкообогащенного урана, под угрозой могут оказаться стратегические интересы США".

По словам Карда, разгногласия могут привести к "дефициту ядерного топлива"; американская компания зависит от урана, который она покупает в России и продает американским атомным электростанциям. Компания обеспечивает около 70% топлива, потребляемого американскими электростанциями, генерирующими около одной пятой всего используемого в США электричества.

В подходе США к этому важному элементу национальной безопасности была проявлена очевидная непоследовательность. С середины 1998 г. правительство уступило частной компании "USEC" из города Бетесда, штат Мэрилэнд, ответственность за выполнение соглашения с Россией о покупке 500 тонн оружейного урана.

"USEC" и Россия не могут договориться о цене и поэтому на 2002 г. пока не запланировано никаких поставок. Обычно первая партия урана - три тонны, чего достаточно для зарядки 120 ядерных боеголовок - заказывается в октябре и начинает поступать в США в марте.

В своем ответе Карду, отправленном в четверг, президент "USEC" Уилльям Тимберс заявил, что письмо представителя министерства энергетики "вносит разброд и может помешать возможностям, которые есть у "USEC" для того, чтобы быстро заключить успешное соглашение" с Россией по урановому контракту 1993 г. Тимберс назвал тревогу Карда по поводу возможного дефицита ядерного топлива "необоснованной и неискренней".

"The LA Times" располагает копиями этих писем.

Во вторник пресс-секретарь "USEC" сказал, что компания собирается уладить свои разногласия с Россией без каких-либо серьезных последствий.

Сотрудник администрации Буша, находящийся в курсе того, как идут переговоры, на условиях анонимности сказал, что "USEC" и Россия "конфликтуют... Мне кажется, что (урановое соглашение) находится в опасности. Я бы не назвал это нормальными переговорами".

Соглашение 1993 г. считается эпохальным

С точки зрения тех, кто обеспокоен возможным распространением ядерного оружия после Холодной войны, американо-российский договор, известный под названием "мегатонны за мегаватты", является эпохальным.

Договор предполагает, что правительство США в течение двадцати лет купит около 500 тонн высокообогащенного урана с боеголовок бывшего Советского Союза. Прибыли от этих продаж поспособствуют трудоустройству тысяч российских ученых и инженеров, которые будут заниматься разубоживанием, то есть разбавлением, материалов, делая из них топливо для коммерческих атомных электростанций.

У этого контракта есть несколько положительных сторон.

Закупка оружейного урана ? на сумму примерно в 12 млрд. долларов - не позволит этому материалу попасть в руки богатых террористов, таких как Усама бен Ладен. Россияне получат работу, будут заниматься созданием коммерческого топлива, и не будут продавать свои услуги тем, кто хочет воспользоваться их материалами и опытом, например Ираку и Ирану.

Закупки российского урана начались в 1994 г. Ими занимались министерство энергетики США и государственная компания "Обогатительная корпорация США" ("United States Enrichment Corp."), предшественница "USEC Inc.". В 1997 г. президент Клинтон, получив одобрение и демократов, и республиканцев Конгресса, одобрил приватизацию корпорации. В 1998 г. инвесторы купили компанию у государства, заплатив почти 1,9 млрд. долларов. Акции компании представлены на Нью-йоркской фондовой бирже.

Приватизированная "USEC Inc." сохранила за собой эксклюзивные права по работе с российским урановым контрактом. В течение семи последних лет "USEC" заплатила 2,2 млрд. долларов за топливо, полученное при переработке 141 тонны российского оружейного обогащенного урана. Это эквивалентно 5600 боеголовкам.

Более половины всего топлива, которое "USEC" продает электростанциям, поступает из России. Эти продаже стали важным источником прибылей для российского министерства атомной энергии, которое отвечает за безопасность ядерных материалов на производственных предприятиях и в исследовательских центрах.

Сообщается, что на многих объектах уровень безопасности давно очень низок. Проблемы зафиксированы в ряде правительственных документов, где описаны ветхое ограждение, отсутствие видео-наблюдения, рабочие, в течение многих месяцев не получающие вовремя зарплату.

"Урановый контракт - единственный барьер между анархией и стабильностью в российском оборонном ядерном комплексе", - считает Томас Нефф, физик Массачусеттсского Технологического Института. Именно он первым предложил концепцию "Мегатонны за мегаватты" Белому дому и России.

Решение передать реализацию этого соглашения частному сектору вызвало сомнения у многих политиков. Президент Комиссии экономических советников Клинтона Джозеф Стиглиц выступал против. "Неправильная политика национальной безопасности и неправильная экономическая политика", - сказал он позднее.

Руководство "USEC" постоянно говорит, что стремление компании получит прибыль не противоречит задачам федерального правительства в сфере национальной безопасности.

Первые признаки нынешнего конфликта появились в начале 2000 г., когда "USEC" сделала предусмотренное контрактом предложение - оно должно быть одобрено правительствами обоих государств - о новых ценах, вступающих в силу с текущего месяца. "USEC" предложила такие условия, которые могли бы ей позволить платить за уран на 15% меньше, чем россияне получали в 2001 г.

В ходе ежегодного пересмотра договора, прошедшего осенью, когда пришло время договариваться о поставках урана в 2002 г., Россия не согласилась на пересмотр условий. Поскольку новые условия не ратифицированы, по условиям контракта в этом году "USEC" должна платить за уран столько же, сколько Россия требовала в 2001 г.

"USEC" отказалась заказывать поставки на 2002 г., если Россия не согласится на более низкую цену на период до 2013 г. Ни одна из сторон не уступает, в результате чего возникает опасность срыва договора "Мегатонны за мегаватты".

"USEC" надеется, что реструктуризация сделки поможет ей улучшить финансовые показатели.

В своем финансовом отчете за квартал, закончившийся 30 сентября, переданном в Комиссию по рынку ценных бумаг США, компания предупредила, что если ей не удастся добиться более благоприятных условий, ее показатели могут оказаться очень низкими. "USEC" заявила, что если правительства Росии и США не согласятся на ее условия до 1 января, "доходы и оборотный капитал в 2002 г. финансовом году серьезно пострадают и будут значительно ниже, чем прогнозируется в настоящее время, при отсутствии иных сделок "USEC".

В декабре "USEC" провела целую серию безрезультатных переговоров в Москве. На прошлой неделе вице-президент компании Филлип Сьювелл приезжал в Москву, чтобы попытаться уговорить Россия согласиться на предложение "USEC". Россияне отказали.

Срыв поставок урана происходит всего через месяц после того, как президент Буш пообещал расширять сотрудничество США и России. Президент выразил желание "демонтировать стратегические вооружения, сокращать объемы ядерных материалов, повышать безопасность на ядерных объектах" в рамках международных усилий, направленных на то, чтобы "самые опасные технологии не попали в руки самых опасных людей мира". Он сказал, что это стало особенно важно после атак 11 сентября.

Чарльз Кертис, занимавший пост заместителя министра энергетики при президенте Клинтоне, сказал, что любые разногласия при реализации уранового соглашения с Россией создает проблемы для национальной безопасности.

По словам Кертиса, отсутствие договоренности "будет иметь незамедлительные последствия. Создание риска для (американо-российской) кооперации чревато серьезнейшими последствиями для национальной безопасности". Кертис заметил, что в других случаях, когда россияне были недовольны тем, как США проводят закупки урана, они блокировали доступ американским наблюдателям на российские ядерные объекты, мешали контролю над безопасностью хранения оружейных материалов.

"Правительство США должно жестко контролировать коммерческую деятельность "USEC", - заявил Кертис. - Необходим активный и целенаправленный контроль над этим коммерческим соглашением. Мне кажется, что в данный момент это не совсем так".

Пресс-секретарь "USEC" Чарльз Юлиш сказал, что компания продолжает активные переговоры и не сомневается в том, что ей удастся достичь соглашения.

"Мы стремимся быстро решить этот вопрос. Именно поэтому мы так активно дискутируем с Россией, пытаясь определить взаимно приемлемые условия, - заявил Юлиш... - У них стимул для того, чтобы согласиться на хорошие условия, у нас есть стимул их предложить. Но в данный момент это - одни из тех переговоров, во время которых следует просто набраться терпения".

По словам Юлиша, попытки "USEC" пробить новые условия по урановому контракту осложняют смены администраций в Вашингтоне и смена руководства в российском министерстве по атомной энергии. Любые изменения условий должны быть утверждены правительствами обеих стран.

Во вторник пресс-секретарь российского посольства в Вашингтоне сказал: "Мы не может комментировать эту ситуацию".

Команда Буша призывает избежать проволочек

В своем письме президенту "USEC" Кард подчеркнул, что администрация Буша хочет, чтобы компания немедленно сделала все необходимое для возобновления поставок российского оружейного урана. Кард сказал, что "USEC" не следует создавать угрозу дальнейших проволочек с поставками в 2002 г., добиваясь более выгодных долгосрочных цен.

"Наш приоритет - продолжение постоянных поставок низкообогащенного российского (урана) в 2002 г., - указал Кард в своем письме президенту "USEC" Тимберсу. - ... Я хочу подчеркнуть, что это - требование правительства США, и что никакой долгосрочный контракт не будет пересматриваться с целью получения более выгодных условий в том случае, если в нем не предусмотрено отдельного механизма, гарантирующего поставки 2002 г. В силу того, что на переговорах не удается добиться прогресса, пока мы сосредоточим наши усилия на 2002 г."

Тимберс ответил Карду, что "USEC" "на этих переговорах старательно работает над тем, чтобы укрепить долгосрочные стратегические интересы США, обеспечив долгосрочную стабильность (уранового) соглашения, а не пытаться пользоваться краткосрочными соглашениями, потому что такой подход приведет к постоянной неопределенности вокруг этой важной программы".

По словам Тимберса четыре предыдущих срыва поставок урана произошли по вине россиян. Но критики считают, что финансовые интересы "USEC" тоже сыграли роль.

В настоящее время "USEC" обсуждает с администрацией Буша ряд вопросов, в том числе свою роль эксклюзивного агента по работе над российским урановым контрактом. Администрация в любой момент может сделать агентом другую компанию или назначить другого агента, которые будет конкурировать с "USEC".

Несколько американских электростанций, покупающий уран у "USEC", сообщили администрации о том, что хотели бы закупать материалы напрямую у России.

Источник: Los Angeles Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru