16 января 2004 г.

Тодд Леопольд | CNN

Новые марсианские хроники

Марсиане нападали на землю, пытались украсть наш воздух, а как-то раз даже похитили Санта-Клауса.

Даже если американский Spirit обнаружит на Марсе доказательства существования микроскопических организмов, мы уже уверены, что на Красной планете нет вооруженных смертельными лучами плосколицых инопланетян вроде тех, что были в фильме Тима Бертона "Марс атакует" (1996).

Однако на протяжении десятилетий наш планетарный сосед играл весьма существенную роль в земной поп-культуре.

"Марс - это место, куда мы устремили наши страхи, наши опасения, наши мечты и наши надежды, - заметил в 1997 году астроном Джон Мосли. - Марс - это не только планета. Это еще и символ".

Традиционно Марс был символом чужого, темного, неизвестного.

По данным Дэвида Кэтлинга, ученого научно-космического отдела Исследовательского центра НАСА и создателя нескольких замечательных страниц о Марсе в интернете, о жизни на этой планете впервые задумался еще в 1698 году голландский физик и астроном Христиан Гюйгенс.

Эта планета была известна людям с древних времен. Греки называли ее Арес в честь своего бога войны. А Марсом в честь своего бога войны эту планету прозвали римляне.

Научное изучение Марса началось в XIX веке. В 1877 году итальянский астроном Джованни Сиапарелли обнаружил на поверхности Марса "каналы", и многие люди решили, что на этой планете есть жизнь.

В том же году были открыты два спутника Марса, Фобос (Страх) и Деймос (Ужас), названные так в честь двух сыновей Ареса и Афродиты, греческой богини любви.

До 1960-х считалось, что обитатели Марса - злобные существа. У Герберта Уэллса в "Войне миров", а также в ряде научно-фантастических фильмов и радиопостановок марсиане постоянно нападали на Землю.

"Если вы послушаете старые радиозаписи или почитаете научную фантастику начала XX века, то увидите, что инопланетные захватчики всегда появлялись с Марса", - отмечает Роберт Томпсон из центра изучения телевидения и поп-культуры при Сиракузском университете.

Вторжения марсиан, конечно же, олицетворяли вечные вопросы: иммиграцию, расовые отношения и, естественно, красную угрозу коммунизма.

Однако в некоторых работах эта идея была перевернута с ног на голову, и агрессором стало человечество. Например, в "Марсианских хрониках" Рея Бредберри (1951) люди колонизируют Марс и наносят планете ужасный ущерб. Роберт Хайнлайн в книге "Чужак в чужой земле" (1961) рассказывает историю ребенка, воспитанного марсианами, которые достигли более высокого уровня духовного развития по сравнению с людьми.

По мере разработок космических программ Марс перестал казаться таким враждебным. В середине 1960-х появилась комедия "Мой любимый марсианин". А после этого кино и телевидение переключили внимание на более удаленные миры и галактики.

По словам Томпсона, теперь Марс считается чуть ли не антиквариатом. "В эру "Звездных войн" и "Секретных материалов" Марс выглядит как пригород Земли, - отмечает он. - Его дни как какой-то мифической территории прошли. Теперь он вновь прокладывает себе дорогу в наши сердца, но уже как реальное место".

Если судить по фотографиям со Spirit, на Марсе пыльно и одиноко. Однако если эти картинки действительно захватывают наше воображение, если объявленное Бушем возобновление космической программы заставляет сердце биться сильней, тогда поп-культура может породить новые образы.

"Место Марса в поп-культуре может измениться, - говорит Томпсон. - Теперь он достаточно близок для этого".

Источник: CNN