Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 января 2004 г.

Питер Лавелль | The Washington Times

Капитуляция российских олигархов

Крепко держа политическую сферу России в своих руках, Кремль жестко указал крупному бизнесу на необходимость следовать экономической стратегии президента Путина, иначе бизнесменов ждут серьезные последствия.

Продолжающееся наступление государства на нефтяной гигант ЮКОС и его главных акционеров является ярким примером того, что может случиться, если крупный бизнес, особенно работающий в секторе природных ресурсов, не примет с благодарностью значительно увеличенное налоговое время, а также не сделает крупных инвестиций в социальные и благотворительные организации.

В свете гарантированного переизбрания Путина в марте крупные бизнесмены, которых называют "олигархами", поступаются своими интересами, чтобы продемонстрировать лояльность Кремлю.

Пойдя на жест, который противоречит здравому смыслу и деловой логике, "Лукойл", вторая крупнейшая российская нефтяная компания во главе с богатейшими в России людьми, объявил, что добровольно отказывается от схем отпимизации налогов. Эти схемы позволяют компаниям снижать налоговые выплаты, не нарушая закона. "Лукойл" готов наступить себе на горло ради того, чтобы угодить Кремлю.

Создается впечатление, что "Лукойл" хочет стать первой крупной корпоративной структурой, которая откажется от агрессивных манипуляций с кошмарным российским налоговым законодательством и согласится платить сборщикам налогов по максимуму. Обычно в условиях свободного рынка так не поступают, но эта стратегия позволяет избежать проблем с Кремлем.

Владимир Потанин, олигарх, возглавляющий империю по экспорту металла "Интеррос", потратил несколько месяцев на то, чтобы продемонстрировать Кремлю, что он "хороший олигарх". Открыто осудив заключенного в тюрьму собрата-олигарха, бывшего главу ЮКОСа Михаила Ходорковского, Потанин дошел до того, что поддержал кремлевскую партию власти "Единая Россия" во время декабрьских парламентских выборов.

Чтобы оставаться впереди других братьев-олигархов и ублажить Кремль, он доложил Путину об инвестиционных планах своей компании на этот год. Он не столько рассказывал Путину о своих планах, сколько пытался определить, что более всего хочет увидеть Кремль. Путину, очевидно, понравилось то, что он увидел: "Интеррос" намеревается инвестировать во многие области экономики, а также вести себя как хороший корпоративный гражданин.

Роман Абрамович, главный акционер "Сибнефти", тоже оказал Кремлю большую услугу. В самую последнюю секунду "Сибнефть" отменила слияние с ЮКОСом. В результате слияния могла бы образоваться нефтяная компания с большим весом на международной арене, потенциально свободная от контроля Кремля. Несмотря на то что за "Сибнефтью" закрепилась репутация компании, хитрее всего манипулирующей налоговым кодексом, Кремль объявил, что она каким-то невероятным образом не нарушила законов (хотя "Сибнефть" и не является очень честным налогоплательщиком).

Все эти компании и люди не просто боятся Кремля, они пытаются найти прочное и безопасное местечко в новой политической системе, которую создает Кремль. Еще шесть месяцев назад отношение путинского Кремля к крупному бизнесу было однозначно. Если олигархи хотели заниматься развитием и расширением своего бизнеса, они могли ожидать, что Кремль не будет стоять у них на пути. Вмешательство же в дела, не связанные с бизнесом, как, например, политика или экономический курс правительства, нетерпимы для власти.

Олигархи Борис Березовский и Владимир Гусинский выступили против Кремля в сфере политики. Между тем главный грех Ходорковского заключается не в чрезмерном вмешательстве в политику, а в развитии своего бизнеса без согласия Кремля.

Новая политическая система Путина требует права на определение курса экономического развития России. Эта система требует, чтобы супербогачи инвестировали средства в сферы экономики, заброшенные после краха Советского Союза.

Только что избранное кремлевское конституционное большинство в парламенте не против полностью исключить бизнес-лобби из законодательного процесса. Все комитеты в Думе отойдут к "Единой России", следовательно, президентская администрация будет определять все законодательство, связанное с налогами и бизнесом в целом. На этой неделе появились свидетельства, подтверждающие, что Путин надавил на премьер-министра Михаила Касьянова с тем, чтобы тот сформировал кабинет, дружески настроенный по отношению к бизнесу.

Созданные недавно на высшем уровне комиссии по борьбе с коррупцией для выявления и наказания бюрократов, которые считают олигархов и других бизнесменов своими казначеями. Это еще одна стратегия Кремля, нацеленная на то, чтобы разорвать контракты, которые государственная бюрократия заключила с миром бизнеса. С другой стороны, Счетная палата продолжает держать бизнес-сообщество в напряжении, угрожая новыми расследованиями приватизаций 1990-х.

На самом ли деле положение вещей настолько плохо, как кажется? Есть ли у бизнеса будущее при Путине? Для олигархов и крупного бизнеса будущее уныло - чем больше доход, тем больший интерес к ним проявляет Кремль. Что касается среднего и малого бизнеса, то для него перспективы могут быть совершенно иным. За четыре года Путин доказал свою приверженность поддержке тех секторов, которые не связаны с природными ресурсами.

Кремль не против рыночной экономики. Он просто хочет контролировать ее развитие и направление. У международных инвесторов в настоящий момент есть много поводов для того, чтобы сокрушаться, хотя многие россияне надеются, что кремлевский план по выкачиванию денег из богачей и избавлению российской экономики от нефтяной, газовой и экспортно-металлургической зависимости поможет решить проблему нищеты в стране.

Сработает ли план Путина, остается только гадать.

Источник: The Washington Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru