Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 июня 2006 г.

Андреас Хофбауэр | Handelsblatt

Иран стремится в российский энергетический клуб

Шанхайский саммит: президент Ахмадинежад вербует партнеров в Азии и предлагает Китаю увеличить объем поставок нефти

Иран хочет вовлечь Китай и Россию в экономическое сообщество. Вчера на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) иранский президент Махмуд Ахмадинежад предложил государствам ШОС провести встречу министров энергетики в Тегеране. Более тесное сотрудничество в области энергетики "может превратить ШОС в сильную, экономически влиятельную политическую и торговую организацию", сказал Ахмадинежад.

Перед этим создания нового "энергетического клуба" в рамках Шанхайской организации, членом которой Иран пока что не является, потребовал президент России Владимир Путин. Иран, как и остальные кандидаты на вступление - Индия, Монголия и Пакистан, имеет всего лишь статус наблюдателя.

Шанхайская организация, которая на саммите в китайской финансовой метрополии отмечала пятилетие своего существования, официально обсуждала вопросы сотрудничества в сфере безопасности, также было подписано несколько экономических соглашений. Однако в связи с незатухающим спором вокруг иранской ядерной программы с особым напряжением ожидалась речь Ахмадинежада, которая транслировалась по китайскому телевидению. Но на этот раз Ахмадинежад не пошел на конфронтацию с международной общественностью.

Российский президент и его китайский коллега Ху Цзиньтао публично тоже не высказывались об иранской ядерной программе, хотя оба политика дали понять, что с глазу на глаз обсуждали этот вопрос с иранским президентом. Путин сказал, что они обсудили предложение европейцев, и до конца июня Иран займет определенную позицию по данному вопросу.

Две страны, обладающие правом вето в Совете Безопасности ООН, Китай и Россия, до сих пор высказывались против введения санкций ООН в отношении Ирана. Они стремятся найти дипломатическое решение.

Однако визит Ахмадинежада загнал Китай в дипломатический тупик. С одной стороны, Пекин хочет избежать любого конфликта с Вашингтоном, с другой - нуждается в поставках нефти и газа из Ирана.

Первоначально предусматривалось, что государства-наблюдатели на "праздновании дня основания ШОС" в Шанхае станут ее новыми членами. Однако этого не произошло - возможно, во избежание политического скандала.

Недавно американский министр обороны Дональд Рамсфельд выразил удивление, что Шанхайская организация, созданная для борьбы с терроризмом, хочет сделать своим членом такое "ведущее террористическое государство", как Иран. Американское правительство опасается, что ШОС может превратиться в антизападный военно-промышленный блок и это приведет к дальнейшей потере американского влияния в Азии.

Чтобы рассеять страхи Запада перед угрозой из Азии, генеральный секретарь ШОС Чжан Дэгуан заявил, что выстраиваемое партнерство в сфере безопасности не имеет целью создание "Восточного НАТО". Официально ШОС позиционирует себя как союз для борьбы с терроризмом и организация экономического сотрудничества.

Вчера в Шанхае полноправные члены ШОС подписали соглашения об обмене информацией в сфере безопасности, о сотрудничестве в банковском секторе, а также в области обороны. Совместные военные маневры не направлены против третьих государств, подчеркивали члены ШОС.

Однако Шанхайская организация, увеличившись за счет Ирана и Пакистана, получит возможность бряцать оружием в мировых масштабах, говорят политические наблюдатели, ибо членами ШОС могут стать шесть ядерных держав. Одни географические масштабы впечатляют: от Берингова пролива через всю Россию, Индию и Иран до границ Европы и Ирака. Уже сейчас в странах ШОС проживает четверть всего населения Земли.

Министерство иностранных дел Китая на шанхайском саммите попыталось приуменьшить тему Ирана. Все, что Ахмадинежад говорит в Шанхае, - это "его личная точка зрения", сказал несколько дней назад заместитель министра иностранных дел Китая Ли Хун. Вчера представитель МИДа подчеркнул, что Иран не будет полноправным членом ШОС. Президент Пакистана Первез Мушарраф, напротив, однозначно дал понять, что его страна не хочет вечно оставаться наблюдателем. ШОС имеет возможность стать самой крупной силой в Центральной Азии, сказал он в Шанхае. "И мы хотим стать ее членом". В саммите ШОС также принимал участие президент Афганистана Хамид Карзай.

Источник: Handelsblatt


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru