Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 июня 2011 г.

Стивен Роуч | Financial Times

Возвращение "живых мертвецов" опасно для глобальной экономики

Глобальной экономике чинит помехи новое поколение "экономических зомби", предостерегает Financial Times. В США с начала 2008 года годовой рост потребления, если учесть инфляцию, составил в среднем всего 0,5%. "За послевоенный период американские потребители еще никогда не вели себя так вяло в течение столь долгого периода", - пишет преподаватель Йельского университета, неисполнительный председатель Morgan Stanley Asia Стивен Роуч.

В свое время этот "синдром зомби" был одним из ключевых симптомов "японской болезни", повлекшей за собой десятилетие экономической стагнации, замечает автор. Японские банки, поощряемые правительством, не отказывали в кредитах многим несостоятельным компаниям, оттягивая реструктуризацию и неизбежный крах. В итоге рост производительности труда в Японии сильно замедлился.

В США сходная ситуация, считает автор. Бум потребления держался на двух "пузырях" - на рынке недвижимости и на рынке кредитов, пока они не лопнули. Американские потребители оправятся нескоро - погашение чрезмерных долгов едва начинается. В начале 2011 года долги домохозяйств составили 115% - ниже максимума (130% в 2007 году), но намного выше среднего показателя за 1970-2000 годы (75%). Уровень личных сбережений (4,9% располагаемого дохода в марте-апреле 2011 года) тоже намного ниже, чем норма для 1970-2000 годов - без малого 8%.

Между тем вашингтонские политики, подобно японским банкам, всеми силами пытаются оттянуть благоразумное переустройство экономики. Количественное смягчение ФРС, меры Конгресса и Белого дома, направленные на амнистию должников, призваны "убедить потребителей-зомби игнорировать их наболевшие проблемы и снова начать тратить деньги", говорится в статье. Следовательно, Вашингтон потворствует новым безрассудствам, считает автор.

Но "американские потребители умнее американских политиков, что неудивительно", замечает автор. Высокий уровень безработицы - дополнительное побуждение к тому, чтобы затянуть пояс.

"Для американских потребителей-зомби единственные разумные меры - ограничение расходов, погашение долгов и сбережения", - заключает автор. По его оценкам, долговое бремя и ставки по вкладам вернутся к норме лишь через 3-5 лет. "Поскольку потребление все еще составляет более 70% ВВП, это пророчит сильно сниженный рост американской экономики, если только Америка вскоре не найдет новый и животворный источник роста", - делает автор вывод.

Долгая рецессия в США - крупнейшем в мире потребителе, - а также слабость Японии и Европы пророчат "холодный душ" для так называемых "чудес" на развивающихся рынках, ориентированных на экспорт (если они быстро не переориентируются на внутреннее потребление). Причем американские потребители-зомби могут нанести США еще больший ущерб, чем нанесли фирмы-зомби японской экономике.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2022 InoPressa.ru