Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 мая 2006 г.

Михаэль Людвиг | Frankfurter Allgemeine

Удар по чувствительным местам

Россия покидает военные базы на территории Грузии. Тбилиси раздумывает над выходом из СНГ

В понедельник российские военные начали покидать базу в Ахалкалаки на юге Грузии. Поезд, на который в конце прошлой недели были погружены танки, бронемашины и другая военная техника, покинул железнодорожную станцию Цалка. Особо тяжелая техника должна быть вывезена до конца текущего года.

В прошлом году после продолжительных пререканий Россия и Грузия все-таки пришли к единому мнению в вопросе о выводе российских войск с оставшихся военных баз, дислоцированных в Ахалкалаки, а также в Батуми, на западе страны. На тот момент в Грузии находилось около 5 тыс. российских военных. В марте обе стороны обговаривали в Сочи детали вывода российских войск, на который Россия практически добровольно согласилась еще во время саммита ОБСЕ в Стамбуле. Вывод тяжелой техники с базы в Батуми был начат еще в июле прошлого года. Грузия рассматривает уход военных, остававшихся на территории страны с советских времен, как очередной шаг к обретению полной независимости.

Гораздо труднее для Тбилиси избавиться от последствий "войны за порядок распределения советского наследства" на юге Кавказа и восстановить территориальную целостность бывшей Грузинской ССР. Южная Осетия на севере страны и Абхазия на западе сразу же после того, как Советский Союз в конце 1980-х годов начал распадаться, стали добиваться большей самостоятельности от властей Тбилиси, а потом и полной независимости от Грузии. Российские военные поддерживали сепаратистов, и одновременно Россия содействовала принятию соглашений о перемирии между Тбилиси и Южной Осетией, а также Абхазией, подписание которых состоялось в 1992 году в Сочи и в 1994 году в Москве.

По соглашению, российский контингент вошел в состав сил, которые должны были обеспечивать мир в обоих регионах. Миротворческий контингент в Абхазии и вовсе состоит только из русских. Россия, между тем, имела своих представителей в смешанной комиссии по контролю, в задачу которой входило мирное урегулирование грузино-осетинского конфликта. А в качестве государства-протектора по отношению к Абхазии Москва имела влияние на позицию абхазцев на переговорах в общем Координационном совете, созданном для урегулирования грузино-абхазского конфликта. Как в политическом, так и в военном плане Россия может сказать в этом вопросе свое веское слово.

Поэтому, с грузинской точки зрения, оппонентами в разногласиях по поводу восстановления территориальной целостности выступают не только руководители Абхазии и Южной Осетии - едва ли не первую скрипку здесь играет Россия, стремящаяся сохранить в регионе былое влияние. Это является одной из основных причин политической напряженности между Москвой и Тбилиси, которому до сих пор не удалось ни наладить диалог с отколовшимися республиками, ни сделать миротворческий контингент более интернациональным, ослабив роль Москвы. Попытка Грузии в 1998 году захватить восточный регион Гали, входящий в состав Абхазии, де-факто являющейся самостоятельным государством, а также военная интервенция в Южную Осетию два года назад привели к тому, что Абхазия и Южная Осетия стали еще ближе к Москве и больше не доверяют уверениям Тбилиси о мирных намерениях. Однако в последнее время в переговорах наметился прогресс.

Ориентация Грузии на Запад, стремление к членству в НАТО и сближение с Евросоюзом нужно также рассматривать в контексте этих двух конфликтов. Тот факт, что в результате интеграции с Западом влияние России значительно уменьшится, является одной из политических надежд, которые питают тбилисские власти. Америка вообще стала своеобразным адвокатом для Грузии, а американцы умеют помогать. США вложили 100 млн долларов в реформу вооруженных сил Грузии. Одна из бригад уже полностью переструктурирована. В скором времени произойдет модернизация двух других бригад в соответствии с натовскими стандартами. На днях сообщалось, что в американский сенат внесен на рассмотрение законопроект об обеспечении независимости Грузии и Азербайджана в связи с жизненно важными интересами Америки в Каспийском регионе. Речь идет о безопасности нефте- и газопроводов, которые проходят из Азербайджана через Грузию, а также о политике сдерживания по отношению к Ирану.

С другой стороны, нельзя не признать, что усилившаяся ориентация Грузии на Запад, особенно на США, подтолкнула Москву к ответным мерам, которые задели Грузию за живое. Запрет на ввоз грузинского вина и минеральной воды некоторые наблюдатели расценивают как урок, который Москва преподала Тбилиси с целью показать, что Грузия зависит от России не только в вопросах обеспечения энергией. Даже если грузинское вино действительно фальсифицируется как в Грузии, за границей, так и в самой России, то все равно момент, когда Москва ввела эмбарго на поставки винодельческой продукции, выглядит как точный расчет.

Как бы то ни было, публицистически-политический апогей "винной войны" совпал с презентацией Тбилиси планов по вступлению в НАТО. В начале мая власти Грузии представили на суд международных наблюдателей и представителей НАТО результаты недавней военной реформы, а также планы по достижению натовских стандартов. Как сообщает официальный Тбилиси, руководство страны рассчитывает на позитивное решение по Грузии со стороны Североатлантического альянса, что будет практически приравнено к входному билету в НАТО.

Однако так быстро дело, скорее всего, не пойдет, как, впрочем, и с заявленным выходом из СНГ, в котором доминирует Россия. За прошедшие годы в Грузии звучали разные мнения по данному вопросу, у президента Михаила Саакашвили тоже не было однозначной оценки. Сейчас создана правительственная комиссия, которая призвана взвесить все "за" и "против" выхода из СНГ. Однако люди на улице все больше высказывают опасения по поводу слишком жестких оценок правительства в адрес России - на это Москва и рассчитывает.

Грузинская политика по реформированию, которая зачастую проводится авторитарным способом и на скорую руку, наталкивается на критику не только внутри страны, но и за рубежом. Так, во время конференции по безопасности, проходившей в Тбилиси, говорилось о том, что в Грузии существует дефицит демократии, который может воспрепятствовать вхождению Тбилиси в НАТО. До тех пор пока Human Rights Watch разоблачает случаи пыток в тюрьмах, а неугодные судьи вынуждены покидать свои посты, Грузия должна оставить надежду на скорое вступление в НАТО. Высказывались и опасения по поводу неразрешенных конфликтов.

Все это говорит о том, что Грузии нужно запастись терпением, поскольку путь на Запад будет для страны долгим, а без диалога с Россией препятствия на этом пути будут только множиться.

Источник: Frankfurter Allgemeine


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru