Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 мая 2006 г.

Маркус Венер | Frankfurter Allgemeine

"У Приднестровья нет ничего общего с Косово"

Владимир Воронин с 2001 года является президентом Молдавии. Бывшая советская республика после получения независимости пережила сильный экономический спад. Не решен конфликт с сепаратистским образованием - Приднестровской Молдавской республикой, не признанной ни одним государством, но поддерживаемой Россией, у которой там все еще расквартированы войска. Сегодня Воронин, бывший на момент вступления в должность коммунистом, лояльным к Москве, делает ставку на западную интеграцию страны - самого бедного государства Европы с населением в 4,4 млн человек. Сейчас Воронин прибыл с государственным визитом в Берлин.

- Господин президент, когда вы в последний раз пили молдавское вино?

- Вчера, после заседания правительства.

- Россия запретила импорт молдавского вина. Оно, как там говорят, вредно для здоровья.

- Россия прекратила импорт и изгнала молдавское вино из магазинов. Даже не проинформировав нас об этом решении, не проведя совместной проверки качества. Обвинения смешны. Известно, что молдавское вино - это 70% винного рынка России. За несколько недель до этого Россия уже запретила ввоз наших овощей, мяса и молочных продуктов. Тем самым задеты наиболее болезненные точки нашей экономики.

- Что является причиной бойкота?

- Дело заключается в ситуации вокруг Приднестровья. Это ответ Москвы на наш совместный с Украиной контроль экспорта из данного региона, введенный в начале в марте для пресечения контрабанды. Контрабандой, среди прочего, переправлялось оружие, наркотики и медикаменты.

- Каково сейчас положение на границе?

- Мы не собираемся отказываться от осуществления таможенного контроля. Как уже было сказано, речь идет об экспорте из нашей страны, не об импорте. Утверждения, будто мы блокадой хотим уморить Приднестровье голодом, не соответствуют действительности. Мы благодарны ЕС за то, что он поддерживает наши меры контроля своей наблюдательной миссией.

- У России есть еще одно средство давления, это газ. Какова ситуация здесь?

- 1 января 2006 года истек договор, согласно которому мы должны были платить российскому "Газпрому" 80 долларов за тысячу кубометров газа. Мы были единственной страной в Европе, которой тогда на 16 дней просто был перекрыт газ. Тепло в квартирах сохранилась только потому, что нам помогла Украина. Тогда мы договорились о цене в 110 долларов, сначала на три месяца, а потом до 1 июля. Теперь мы продолжаем переговоры. "Газпром" уже владеет 51% акций компании "Молдовагаз", то есть в какой-то степени он поставляет газ сам себе. Это должно быть учтено.

- Конфликт вокруг Приднестровья парализует вашу страну уже 15 лет. Было ли умным шагом три года назад отказываться от российского плана по его урегулированию?

- Федерализации Молдавии не будет. Тот план ее предусматривал. С 1994 года существует автономная республика гагаузов, населения турецкого происхождения, так как 130 тысяч представителей этого народа обитают только в Молдавии в компактном районе проживания. Но в Приднестровье живут молдаване, русские, украинцы, евреи и другие этнические группы, как и по всей остальной стране.

- Скоро решится вопрос о статусе Косово. Российский президент Путин дал понять, что если Косово получит независимость, то тех же прав могут потребовать и другие территории, например Приднестровье.

- Путин хочет, чтобы решение о статусе Косово стало моделью для всех замороженных конфликтов. Но это невозможно. Ведь каждый конфликт имеет собственные причины и собственную историю. Приднестровье с самого начала было сепаратистской зоной для отмывания денег и контрабанды. Там мы имеем клановое правление, последнее слово всегда принадлежит спецслужбам. Там нет свободных выборов, нет политических партий, государственных структур или общественных организаций. С положением в Косово нет ничего общего.

- Чего вы ожидаете от правительства Германии, от канцлера Меркель в конфликте с Москвой вокруг Приднестровья?

- Конечно, мы надеемся, что ФРГ и Евросоюз в целом поддержат требование о том, чтобы Россия вывела свои войска из Молдавии, - это она обязалась сделать еще на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году. Приднестровье является также проблемой безопасности для всей Европы.

- Вы хотите привести вашу страну в Европейский союз. Но у него в настоящий момент есть проблемы с вступлением Болгарии и Румынии. Настолько реалистична ваша цель?

- Разумеется, мы не рассчитываем, что это произойдет не завтра и не послезавтра. Мы еще сами далеки от этого. Но если мы изменим нашу страну в области экономики или образования настолько, что постепенно выполним все условия по вступлению, если мы построим у себя дома Европу, то это в любом случае принесет нам пользу. Даже если ЕС необходима пауза в плане дальнейшего расширения.

- Вы старый коммунист. Когда вас избрали президентом, вы хотели теснее привязать Молдавию к России. Теперь вы делаете ставку на западную интеграцию. Пожалуйста, объясните эту удивительную метаморфозу.

- Когда я был избран, меня спрашивали, где место Молдавии. И я отвечал, что оно будет там, где моя страна сможет реализовать свои интересы.

Источник: Frankfurter Allgemeine


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru