Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 мая 2006 г.

Сильви Кофманн | Le Monde

Трубопроводная дипломатия

Забыть об Ираке - сегодня этот девиз, негласно действующий в трансатлантическом истеблишменте, позволяет западному лагерю демонстрировать единство перед лицом многочисленных кризисов, с которыми ему приходится сталкиваться. И на первом месте - в ситуации мировой энергетической нестабильности - среди них стоит Иран.

"Сегодня трубопроводы - это так же сексуально, как и ракеты, - сказал недавно один американский эксперт на Брюссельском форуме - конференции, которую организовал в европейской столице German Marshall Fund, американский фонд, созданный в целях укрепления трансатлантических связей. - Проблема в том, что с газопроводами не разгуливают по всему миру, как с авианосцами".

Ибо для всех зон напряженности, которые волнуют руководителей трансатлантического сообщества - будь то Иран, исламистский терроризм или Россия с ее окраинами, - общим фоном является энергетический кризис. Жозе Мануэль Баррозу, председатель Европейской комиссии, называет энергетику одной из трех главных трансатлантических задач - наряду с развитием торговли и поддержкой демократии. Превысив отметку в 70 долларов за баррель, "высокие цены на нефть сохранятся", считает он, а "энергия в долгосрочном плане имеет ключевое значение для нашей стабильности". Только Европа и США потребляют 44% нефти, добываемой в мире.

Энергетическая нестабильность, стремление стран - производителей газа и нефти в большей степени контролировать свои ресурсы в ущерб международным компаниям (иллюстрацией к этому, в частности, служат инициативы президента Эво Моралеса в Боливии и его коллеги Уго Чавеса в Венесуэле), рост спроса и цен, падение нефтедобычи в мире, тот факт, что Иран располагает крупнейшими на планете запасами после Саудовской Аравии, самоутверждение России в качестве энергетической державы - все эти факторы резко меняют ситуацию.

Американцы думают о том, как сохранить свой образ жизни, платя за галлон 3,50 доллара (в три с лишним раза больше, чем десять лет назад). Европейцам же приходится лишь выражать "сожаление" по поводу поведения России, которая использует свои энергетические ресурсы в качестве "инструмента политического принуждения".

Некоторые страны, географически более близкие к России, не стесняют себя подобными дипломатическими формулировками: польский министр обороны Радек Сикорский говорит даже о возрождении "традиции Молотова - Риббентропа", комментируя заключенное Москвой и Берлином через голову Варшавы соглашение о прокладке по дну Балтийского моря газопровода в обход Польши. Рассматриваемая под этим углом зрения, энергия может выступать и как фактор раскола Европы.

Хотя на трансатлантическом фронте ни одна из причин, вызвавших в 2003 году серьезные расхождения из-за Ирака, по сути дела, не была устранена, Европа и США, по крайней мере, преодолели эту ситуацию и выражают живое желание больше не ссориться, а вместе смотреть в одном направлении. Не будем зря терять времени, говоря о наших взаимоотношениях, сказал американский посол Ричард Холбрук на Брюссельском форуме: между Европой и США "никогда не было кризисов, хотя были проблемы, и они еще будут". Трубите отбой - самый важный участок находится в другом месте.

Далеко ходить не надо. "Иранский вопрос - это самая большая после терроризма угроза, которая стоит перед нами", - сказал сенатор-республиканец Джон Маккейн. "Иран представляет самую серьезную проблему для безопасности США и Европы", - добавил его коллега-демократ Джон Эдвардс. В оценке угрозы взгляды совпадают: и европейцы, и американцы признают серьезность проблемы, созданной ядерными амбициями Ирана, президент которого хотел бы стереть Израиль с карты мира.

Но все меняется, когда речь заходит о методах, которые следует применять перед лицом этой угрозы, кроме нынешнего демарша в ООН. Упоминание о возможности применения силы против Тегерана (доказательство того, что иракский урок не был полностью усвоен) вызывает дрожь по эту сторону Атлантики. "Европейский союз далек от присоединения к добровольческой коалиции против Ирана", - отмечает Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана, намекая на коалицию, собранную американцами в Ираке. По правде говоря, сегодня даже некоторые из тех в Вашингтоне, кто утверждает, что применения силы против Ирана не следует исключать, в частных беседах признают скептическое отношение к этой перспективе. Учитывая произошедшее в Ираке, сегодня было бы почти невозможно добиться поддержки новой американской военной авантюры со стороны общественности и даже конгресса, признает один из сенаторов.

Ко всем этим оговоркам добавляется констатация политической непрочности многих западных правительств - в Вашингтоне, в Риме, в Лондоне и в Париже. "О французской дипломатии нельзя сказать, что она находится в зените", - издевается Ричард Холбрук, безжалостный наблюдатель европейской политики.

Невозможно говорить об Иране, не говоря о России. Это еще одна крупная тема, заботящая европейцев и американцев за несколько недель до саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге. Этот саммит под председательством России обещает стать самым опасным - от предостережений американского вице-президента Дика Чейни и российского президента Владимира Путина пахнуло атмосферой холодной войны.

Громче всех кричат американцы, уже пригрозившие бойкотом G8. Но на переднем крае - европейские страны, находящиеся в состоянии сильной энергетической зависимости и в деликатных отношениях с "Газпромом", российским гигантом, плотно контролируемым Кремлем.

И здесь тоже за показным единством скрываются разногласия в оценках: не осуждая американцев за ужесточение тона, европейские руководители - по крайней мере лидеры "старой Европы" - отказываются вторить им. Не примечательно ли, что, покритиковав в Вильнюсе Россию за "энергетический шантаж", Дик Чейни вылетел в Казахстан - нефтедобывающую страну, в которой недавно был убит один из лидеров оппозиции? Там Дик Чейни принес дань уважения президенту Назарбаеву, переизбранному в прошлом году и набравшему более 90% голосов на выборах, которые Госдепартамент подверг критике. За несколько дней до этого Ильхама Алиева, президента Азербайджана - еще одного нефтедобывающего государства, итоги выборов в котором вызывают сомнения, - с большой помпой принимали в Вашингтоне. Опять энергетический вопрос...

Источник: Le Monde


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru