Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 октября 2000 г.

Павел Старобин, Ольга Кравченко | Business Week

Будет ли процветать российский средний класс, выросший на обломках 1998 г. ?

Ирина Ляхновская - энергичный предприниматель. Ее родной город Самара расположен в центральной России на берегах Волги. Он окружен километрами плодородной почвы и Жигулевскими горами. В 1996 г. она создала туристическую фирму, взяв в качестве стартового капитала собственные сбережения и средства трех своих друзей. Компания занимается организацией туров для любителей охоты и рыбалки из Финляндии и Норвегии. Она ездит на российской ?Ладе?, купленной за $3500 два года назад, а выходные проводит на даче, где растут яблоки, из которых она делает домашнее вино. В прошлом году она провела отпуск в Венгрии и Румынии, а в нынешнем - собирается съездить в Великобританию. В стране, где обычный рабочий счастлив получать $150 в месяц, она зарабатывает $500.

Пример 38-летней Ляхновской демонстрирует изменения, произошедшие в экономическом ландшафте России. Воспользовавшись возрождением национальной экономики, российский средний класс, опираясь исключительно на собственные силы, смог прижиться на земле, некогда принадлежавшей пролетариату. Эти люди проживают по большей части в крупных западных метрополиях: Москве и Санкт-Петербурге. Но миллионы других - как Ляхновская - разбросаны по всей территории страны. Они живут в волжских городах, в Самаре и Нижнем Новгороде, в уральских - Перми и Екатеринбурге, в приморском Владивостоке. Большинство из них - предприниматели, владельцы собственных магазинов, ресторанов, гостиниц, пекарен и компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения. Многие - бухгалтеры и юристы. Остальные - менеджеры крупных российских и мультинациональных компаний, как ?Кока-кола? или газовая монополия ?Газпром?. Аналитики относят к среднему классу 12-30 млн. россиян, т.е. 8%-20% 145-миллионного населения страны.

Что это такое, принадлежать к среднему классу в России? Забудьте о купленном в рассрочку доме, голден-ретривере и спортивных автомобилях, привычных для США. Россиянам не нужно обременять себя ипотечными выплатами, потому что большинство из них живут в квартирах, полученных в ходе бесплатной приватизации. Они не хранят свои сбережения в банках, потому что не доверяют им и постоянно обесценивающемуся рублю.

Хрупкость

Точно так же, как и западный средний класс, эти люди представляют собой ту самую силу, что стабилизирует экономику. Многие вкладывают сбережения в собственное дело, создавая при этом новые рабочие места. По данным российского делового журнала ?Эксперт?, в настоящее время средний класс в России производит около 30% внутреннего валового продукта, составляющего $220 млрд.

По оценкам BUSINESS WEEK, обычную московскую семью из трех человек можно отнести к среднему классу в том случае, если ее совокупный доход составляет $800. В Самаре для этого достаточно $300. Представители более высокого социального слоя зарабатывают до $ 7 000 в месяц. Семьи, принадлежащие к этому новому классу, могут позволить себе то, о чем большинству граждан остается только мечтать - купить иномарку, а не постоянно ломающуюся ?Ладу?, отдыхать на комфортной даче с сантехникой и отоплением, а не в обычных на скорую руку сооруженных домишках, которыми довольствуются более бедные граждане. В случае необходимости они обращаются в частные медицинские учреждения, в то время как у тех, кто внизу, нет иного выбора, кроме как прибегать к услугам жутких государственных больниц. Такая жизнь приводит к появлению того, что аналитики считают определяющей психологической характеристикой самых стойких членов среднего класса - человек начинает чувствовать, что обладает особыми правами.

Но недавно обретенный статус очень хрупок. Лица, принадлежащие к этой группе, дрожат от страха: они боятся, что жадное правительство отберет у них с огромным трудом заработанные деньги. Им неприятно чувствовать, что соседи завидуют их относительно высокому положению. Многие стремятся начать новое дело, но не могут найти банк, предоставивший бы им кредит. Их тревожит перспектива очередных национальных экономических катастроф. ?Еще один кризис, и я лишусь всего, что имею?, - говорит Ляхновская.

Это уже случалось. Молодой средний класс зародился во времена хаотического правления Бориса Ельцина, но многие потеряли свои богатства после экономического кризиса августа 1998 г. Сейчас они снова поднимаются на волне экономического оживления - и вместе с ними приходят новые люди. За счет высоких цен на нефть и девальвированного рубля, рост российской экономики должен, по прогнозам, составить в этом году 5,5% по сравнению с 3,2% в прошлом году. Девальвация 1998 г. привела к появлению новых предпринимателей, у которых появилась возможность заполнить нишу, занимаемую когда-то производителями импортных товаров. ?После кризиса 1998 г. многим удалось выжить и даже улучшить свое положение?, - говорит Харли Балзер, эксперт по России из Georgetown University.

Надежда страны

Их ряды будут пополняться, если президент Владимир Путин сможет провести в жизнь свои инициативы в области частной собственности на землю и создания национальной банковской системы, которая могла бы предоставлять ипотечные кредиты перспективным землевладельцам, и давать ссуды мелким предприятиям.

Зарождение среднего класса - самое лучшее, что могло произойти в России. Люди, заинтересованные в развитии своих предприятий - главная надежда истерзанной проблемами страны на построение стабильного, цивилизованного, процветающего общества. Над средним классом - если не по утонченности манер, то по размеру доходов - стоят скандально известные, разграбившие нацию олигархи. Под ними - рабочая беднота. Несмотря на невероятную изобретательность граждан с низкими доходами, у них нет возможности защищать свои интересы перед лицом зарвавшегося государства или создавать устойчивые гражданские институты, в которых так нуждается Россия. Если прорыв в этом направлении вообще произойдет, то, скорее всего, он будет инициирован новым средним классом. И, несмотря на все усилия старого советского режима вытравить само понятие о среднем классе, мечта о достижении этого статуса является основной движущей силой для легионов к ней стремящихся. ?Все хотят быть средним классом?, - утверждает Леокадия Дробижева, директор Института социологии Российской академии наук.

Самара может послужить ярким примером распространения и жизнеспособности нового российского среднего класса. Город с 1,2 млн. населением расположен на берегах реки Волга в юго-восточной части России. На развитие местной экономики положительное влияние оказала деятельность прогрессивного, поддерживающего бизнес губернатора Константина Титова. Здесь находится крупнейшая российская автомобильная компания ?АвтоВАЗ?, где производятся ?Лады?. Здесь работают такие иностранные инвесторы, как ?Кока-кола? и ?Нестле?. Недавно, заметив, что экономические показатели региона улучшаются, агентство Standard & Poor?s Corp. повысило долгосрочный кредитный рейтинг облигаций Самарской области с ССС до В-.

Американцы бы сказали, что Самара - прекрасное место для создания семьи. В центре города находится пляж длиною в полтора километра и набережная с рябинами, морожеными лотками и кафушками. Пенсионеры в купальных костюмах играют на песке в волейбол. По тротуару шагают молодые мужчины и женщины в деловых костюмах, гуляют мамы с колясками. Чуть дальше расположен новый городской развлекательный комплекс, современный кинотеатр с системой Dolby-sound, бильярдом, видео-салоном и детской игровой площадкой.

Пытаясь понять, как живет новый российский средний класс недавно BUSINESS WEEK пригласил на встречу семерых самарцев возрасте от 23 до 50 лет, четырех женщин и трех мужчин, среди которых были бывший инженер, занявшийся разведением раков, юрист и три бизнес-консультанта. В четверг вечером они в течение двух часов пили пиво (Heineken, которое им нравится больше, чем российская ?Балтика?), закусывали бутербродами с салями и чипсами и рассказывали, как идут дела.

Дела, конечно, идут тяжело. Но ситуация постепенно улучшается: появляется все больше рабочих мест и возможностей для бизнеса. Экономический кризис 1998 г. они пережили, выработав в себе необычную для России готовность самостоятельно идти на риск. При капитализме, по крайней мере, больше различных возможностей.

Изменить карьеру

Многие из них уже хотя бы однажды меняли профессию. Ляхновская, работавшая в советские времена инженером по экологической безопасности на оборонном заводе, учредила в 1992 г. страховую компанию. Дело развивалось тяжело, и через четыре года она оставила его и создала турагентство, которое чуть не погибло во время экономического кризиса 1998 г. В течение трех месяцев компания не получала никаких денег. Сорокатрехлетний Виталий Кожеваткин, получивший в советском ВУЗе специальность инженера морского транспорта, решил создать ферму по разведению раков после того, как обанкротилась его прежняя компания, до кризиса занимавшаяся установкой автомобильных сигнализаций. Непостоянство, как философски заметил он, - неизбежная особенность деловой жизни России.

Все больше подобных предприятий создаются бывшими военными. ?Многие офицеры боятся изменить свою жизнь. Это трудно, но я рад, что сделал это?, - говорит тридцатидевятилетний Сергей Толмачев, в прошлом майор инженерных войск, возглавляющий в настоящее время самарское консалтинговое агентство, помогающее предприятиям арендовать помещения. Чтобы начать дело, Толмачев продал собственную ?Ладу?. По его оценкам, 15%-20% мелких предпринимателей в Самаре - бывшие военные или сотрудники служб безопасности. ?Навыки, выработанные во время службы в армии, помогают стать более гибким, быстро понимать ситуацию, принимать решения?, - объясняет он.

Возрождение российской буржуазии, состоящей преимущественно из мелких предпринимателей, заставляет вспомнить о последних днях царизма, когда в Москве, Санкт-Петербурге и крупнейших провинциальных городах в среде купцов и мелких предпринимателей начал зарождаться средний класс. В Самарской области новое поколение собственников за два года создало 150-200 компаний исключительно для того, чтобы производить такие товары, как столы и стулья, для все увеличивающегося числа магазинов, уличных киосков, ресторанов и баров. В регионе около 400 частных пекарен и около 80 бензоколонок. Кроме того, здесь много производителей мебели и разработчиков программного оборудования. Пользуясь дешевизной рубля, небольшие производственные предприятия с момента кризиса увеличили свою долю на местном рынке с 10% до 40%.

Многие предприниматели, конечно, не дают точных сведений о своих доходах, уклоняясь, таким образом, от уплаты налогов - в России это что-то вроде национального развлечения. Однако они очень отличаются от олигархов, которые специализируются не только на уходе от налогообложения, но и на разграблении активов и переводе средств на оффшорные счета. Мелкие же бизнесмены, как правило, вкладывают прибыли в свои предприятия, создавая новые рабочие места и постоянную экономическую базу. При этом они хотят прочнее закрепиться у себя в регионе. ?Я бы чувствовала себя в большей безопасности, если бы у меня была надежная собственность?, - говорит Ляхновская.

Российский средний класс, разумеется, состоит не только из мелких предпринимателей. Его ряды пополняются за счет менеджеров крупных российских и многонациональных компаний. Иностранные предприятия, где, как правило, зарплаты выше, нанимают все больше российских менеджеров на позиции, занимаемые в прошлом иностранцами. Например, новым генеральным менеджером самарского филиала Coca-Cola Bottlers стал россиянин, сменивший на этом посту поданного Великобритании. Многие иностранцы уехали из города после кризиса 1998 г., а квалифицированных российских менеджеров становится год от года все больше.

Другой большой сегмент нового среднего класса - офисные работники, предоставляющие профессиональные услуги для бизнеса, а также для состоятельных лиц и представителей среднего класса. Это юристы, бухгалтеры и, особенно в Москве, специалисты по рекламе, маркетингу и связям с общественностью - число подобных профессионалов постоянно растет.

В то же время, средний класс начинает создавать гражданские институты, способствующие развитию здорового делового климата. Одним из примеров этой новой силы может послужить Торговая палата Самарской области, занимающая красивый особняк в центре города, построенный в 19 веке богатым купцом, а в советские времена превращенный в гостиницу для руководящей верхушки Коммунистической партии. В этой организации 900 членов, 700 из которых - мелкие предприятия. Значительное количество энергии тратится на попытки воздействовать на региональную администрацию и законодательное собрание. Недавно палате удалось воспрепятствовать принятию нового энергетического налога - владельцы частных бензоколонок, являющиеся членами Палаты, боялись, что в результате введения этого налога они не смогут конкурировать с автозаправочными станциями, аффилированными с крупной, вертикально интегрированной компанией ?ЮКОС?. ?Нам дают возможность ознакомиться со всеми проектами [региональных] законов?, - подчеркнул вице-президент Палаты Александр В. Андриянов.

Тем временем, деловые женщины Самары создали свой собственный клуб, который возглавила хозяйка местной картинной галереи. В клубе свыше двадцати членов, собрания проводятся два раза в месяц. Женщинам удалось добиться того, что одна из них, администратор больницы Алла Демина, стала депутатом регионального парламента. Благодаря Деминой клубу удается быть в курсе того происходящего в законодательном собрании, к тому же у женщин есть прямой канал связи с региональной администрацией: муж хозяйки галереи работает в команде губернатора Титова. По данным Федерации российских бизнес-собственников, в России 40% из 890 000 зарегистрированных предприятий принадлежит женщинам.

Упрощенная налоговая система

И это не удивительно, потому что в 90-х годах, когда рухнула российская экономика, женщины первыми почувствовали свободу. Большинство российских женщин находятся в возрасте от сорока до шестидесяти лет; половина из них кормит семью; практически все получают хорошую зарплату на уровне среднего класса как минимум в $1500. ?Женщины более гибко ведут себя в меняющихся условиях. Они легче приспосабливаются?, - считает сорокачетырехлетний математик Людмила Давыденко, владеющая консалтинговым агентством во Владивостоке, предоставляющим информационные и маркетинговые услуги строительным компаниям.

Вопрос в том, смогут ли самые бедные регионы России пойти по самарскому пути? Развитие среднего класса - слишком сложная задача, чтобы ее решить при помощи одной лишь местной инициативы. Поэтому у Кремля нет абсолютно никакой альтернативы, кроме как создавать базовые условия, в которых средний класс будет хотя бы иметь шанс расти на столь не плодородной почве. Однако мысль, что Кремль может обратить внимание на средний класс, как на группу, нуждающуюся в поддержке, вызывает инстинктивную тревогу. ?Исторически так сложилось, что все, чему московские власти решали уделить внимание, сразу же начинало идти наперекосяк?, - говорит Елена Цыкало, консультирующая самарских предпринимателей, решивших начать собственное дело.

Пока режим Путина проявляет себя неоднозначно. Ситуация улучшилась благодаря введению нового налогового кодекса, в результате чего упростилась налоговая система и сократились ставки. Согласно новому закону все частные лица будут платить подоходный налог по единой ставке в 13%. Налог на заработную плату, которым облагаются работодатели, в том числе мелкие предприятия, тоже сокращен. Кроме того, благотворное воздействие оказали либеральные взгляды членов команды Путина, выступающих за свободные рынки, увеличился объем иностранных инвестиций.

Путин выступает за принятие закона, определяющего право собственности на землю, что может привести к возникновению многочисленного класса новых собственников. Сейчас предприниматель может купить здание, но не может купить землю, на котором оно стоит.

Не менее важное значение имеет инициатива Путина по созданию надежной национальной банковской системы, к которой мелкий бизнес и потребители могли бы иметь простой доступ. До сих пор в стране нет системы страхования вкладов; практически отсутствует ипотечный рынок жилья; мало кому из владельцев мелких предприятий удается получить кредит в банке. Объем банковских депозитов в России составляет всего 4% от валового внутреннего продукта, в то время как западных странах эта цифра, как правило, равняется 50%.

Россия остается самым неповоротливым государством бывшей советской империи в плане создания среднего класса. Но нельзя забывать о том, что Россия была центром большевистской революции, заведомо обреченного на провал проекта по созданию бесклассового общества. Ленин - юрист, стоявший во главе этого движения - был буржуазного происхождения, родился в Самарской губернии и с презрением относился к собственным корням. Его тело до сих пор лежит в мавзолее на Красной площади, хотя трудно себе представить более бессмысленный символ, потому что вокруг него - россияне, пытающиеся возродить средний класс. Этот процесс будет медленным, на пути, несомненно, будут возникать различные препятствия, но они достигнут своей цели.

Характеристики российского среднего класса.

Нижний слой среднего класса.

Месячный доход.

Москва: $800 - $1500.

Провинция: $300 - $550

Работа.

Секретарша, шофер, охранник.

Машина.

Российская ?Лада? последней модели.

Дача.

Построенный собственными силами деревянный коттедж, баня в отдельном строении.

Летние каникулы.

Курортные города Черного моря, советские гостиницы.

Средний слой среднего класса.

Месячный доход.

Москва: $1500 - $3500.

Провинция: $550 - $1500.

Работа.

Программист, менеджер среднего звена, бухгалтер.

Машина.

Новая ?Toyota Corolla?.

Дача.

Построена подрядчиками, с сантехникой и отоплением.

Летние каникулы.

Турецкий морской курорт Анталия.

Верхний слой среднего класса.

Месячный доход.

Москва: $3500 - $7000.

Провинция: $1500 - $3500.

Работа.

Менеджер высшего звена, мелкий предприниматель, инвестиционный банкир.

Машина.

Новый ?Opel Cadet? или подержанная BMW.

Дача.

Каменные или кирпичные стены, веранда, гараж.

Летние каникулы.

Мальорка на испанской Ривьере.

*Рассчитано на семью из трех человек - двое родителей и ребенок.

Источник: Business Week


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru