Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 октября 2003 г.

Робин Диксон | Los Angeles Times

У "гения кича" свое понимание событий 11 сентября

Произведение россиянина установят в Джерси. Критики в ужасе, автор невозмутим

Зураб Церетели, придворный скульптор, работы которого украшают Москву, привык к тому, что недоброжелатели и конкуренты называют его королем кича. В 69 лет он плывет по морю скандальности, и его самодовольство раздувается как парус, наполненный ветром, над которым не властен никакой шквал критики.

На родине его работы часто вызывают ожесточенные споры, а последний проект взволновал две страны. Мемориал Церетели в память о событиях 11 сентября на набережной в Джерси представляет собой 100-футовый расщепленный пилон со стеклянным шаром в форме слезы, из которого, по словам скульптора, будут падать капли, подобные настоящим слезам.

То ли потому, что виноград зелен, то ли просто не веря в успех Церетели, многие представители российских художественных и архитектурных кругов считают этот монумент свидетельством того, что вкусы американских чиновников столь же сомнительны, как и вкусы московских руководителей.

Давид Саркисян, директор московского Музея архитектуры имени Щусева, заявил, что, по его мнению, Церетели, работы которого установлены в 18 странах, "причинил облику Москвы больше вреда, чем кто-либо еще".

"Церетели - гений кича. Он воплощение кича, - сказал Саркисян. - Только его безграничная энергия и напор помогли ему установить свои уродливые скульптуры по всему миру. Зураб Церетели - чемпион мира по количеству безобразных работ, которые ему удалось сбыть в разные страны".

Надменный и экстравагантный Церетели носит огромные золотые часы, эксклюзивные подтяжки и золотые запонки. У него на столе лежит большой металлический ключ, ключ от Джерси. Он называет своих оппонентов клеветниками и невеждами, не понимающими высокого искусства.

"Я из тех художников, которые рождают замыслы и доводят их до конца, - заявил он. - Я хочу, чтобы мои работы жили долго, я действительно хочу, чтобы они нравились всем. Но, если твои работы нравятся всем, это трагедия".

Он объяснил свое видение памятника 11 сентября. "Это слезы горя и слезы радости. Такова главная идея. Я уверен, что слезы очень скоро станут слезами радости", - заявил он, предсказав победу над терроризмом.

Чего только нет в московской студии Церетели для привлечения внимания посетителя! Стены увешаны картинами, пол уставлен макетами статуй и скульптур в разных стилях. Его кабинет, столь же хаотичный, набит миниатюрами, безделушками и фотографиями, на которых художник запечатлен со знаменитостями и сильными мира сего. Его сотрудники порхают как птицы вокруг одной из статуй.

Церетели, пользующийся покровительством мэра Москвы Юрия Лужкова, оставил свои следы по всему городу, иногда вызывая ярость. Журнал World Architecture описывает так называемый московский стиль, навязанный городу Лужковым, как "напыщенную риторику элементов традиционной архитектуры, воссоздание диснеевского стиля из плохих материалов без внимания к деталям".

Этот "пышно декоративный стиль" нашел отклик в душе Церетели, завоевавшего положение "официального скульптора и архитектора", пишет автор другой статьи в World Architecture. Критикам особенно не нравится его пучеглазая статуя Петра Первого высотой 165 футов, установленная на набережной Москвы-реки. Группа политических экстремистов когда-то грозилась взорвать ее, но сам Церетели твердо убежден, что горожане ее любят.

"Я такой художник, который знает, что делает", - заявил он. Недовольство Петром Первым было "насквозь политическим, исходящим от людей, которые канули в Лету. Многие ошибались, критикуя ее. Знание и понимание искусства требует высокой культуры".

Церетели создал скульптуру св. Георгия "Добро побеждает зло" для ООН. Его самой спорной работой является созданная в 1991 году статуя Христофора Колумба высотой 350 футов. Ее отвергли как минимум пять американских городов, включая Нью-Йорк, пока пять лет назад ее ни взяли в Пуэрто-Рико. Подобно многим работам Церетели, это был дар художника, хотя транспортировка статуи, которую до сих пор не собрали, обошлась налогоплательщикам примерно в 30 млн долларов.

Скандальность 660-тонного произведения связана с его размером, стоимостью и исторической неточностью. Колумб изображен у штурвала корабля, а не у румпеля, какие были в его время. Статую пришлось укоротить на 50 футов, чтобы она не мешала посадке самолетов; новый взрыв гнева вызвало то, что для ее транспортировки пришлось сносить дома.

"На самом деле Колумб сошел на берег именно здесь. Он ведь не оказался сразу на 5-й авеню", - заявил Церетели, как будто он изначально выбрал Пуэрто-Рико.

Один из первых макетов мемориала 11 сентября представлял собой огромного бронзового орла, дерущегося с драконом в лесу из 190 пилонов 150-футовой высоты, каждый из которых источал собственную стеклянную слезу. Другой проект представлял собой здание, украшенное струями стекающей воды и символами христианства, ислама, иудаизма и буддизма.

В декабре прошлого года Церетели не попал в число семи финалистов, борющихся за право оформить место, где стоял Всемирный торговый центр. Тогда он предложил осуществить свою идею на другом берегу реки, в Джерси, и говорит, что это удачный поворот событий: "Если бы мемориал был в самом Нью-Йорке, за высотными зданиями его бы никто не видел".

По его словам, чтобы успеть к сроку, 11 сентября будущего года, он забросил другую работу. Он называет памятник своим личным даром, но пресс-секретарь городских властей заявил, что это подарок российского правительства, Церетели и Союза художников Российской Федерации. Главным фактором, повлиявшим на выбор властей, было то, что это подарок, отметил пресс-секретарь.

Источник: Los Angeles Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru