Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 октября 2006 г.

Ален Кампиотти | Le Temps

Корея наказана, но Америка демонстрирует свою слабость

Джон Болтон не гангстер. Таковым его считает только Пак Киль Ён, представитель Северной Кореи в ООН. С негодованием отвергнув резолюцию Совета Безопасности, которая в минувшую субботу ввела против его страны санкции за брошенный в минувший понедельник ядерный вызов, представитель Ким Чен Ира, обращаясь к усатому американскому представителю, осудил вредоносное влияние США ("гангстерские методы"). В ответной реплике Болтон сравнил этот выпад с выходками Хрущева, стучавшего ботинком по трибуне советского представителя в ООН. Российский посол Виталий Чуркин этой параллели не оценил.

Болтон действительно не злодей. Он уже даже не тот жесткий, враждебный к любому многостороннему компромиссу дипломат, которого в свое время критиковала демократическая оппозиция. В течение недели и до субботы включительно он вел переговоры с китайцами и русскими, идя на одну уступку за другой, чтобы добиться принятия документа, осуждающего и наказывающего режим Пхеньяна за его упорное стремление к созданию ядерного оружия. В резолюции 1718, принятой в результате этого марафонского бега, немало лакун. Ее претворение в жизнь обещает быть трудным. И вся эта история показывает, как тяжело теперь США, вынужденным разбавлять свое вино водой, насколько зависят они от того, чего хотят - или не хотят - Китай и Россия.

Второй ядерный раунд Совета Безопасности, который на этой неделе будет посвящен Ирану, будет еще труднее выиграть и американцам, и европейцам, готовящимся объявить о прекращении прямых переговоров с Ираном.

Тем не менее, санкции против Северной Кореи суровы, потому что они приняты единогласно и в них участвуют все страны мира - даже те, которые, подобно Швейцарии, критикуют метод принятия решения о санкциях, этот диктат Совета Безопасности.

Против кимченировской Кореи вводится эмбарго на импорт и экспорт всех видов тяжелого вооружения и технологий, способных использоваться ею в разработке неконвенционных видов оружия, прежде всего ядерного. Финансовые счета, имеющие отношение к этим программам, должны быть заморожены. Корейские руководители не смогут выезжать за пределы страны. Диктатор будет лишен возможности получать предметы роскоши, которые он обожает и любит дарить. Пхеньян вновь призвали прекратить ядерные испытания и вернуться за стол переговоров в составе "шестерки". Однако применение силы во имя осуществления этих санкций исключено.

Самой деликатной является проблема осуществления частичной блокады. США хотели добиться расширения действия Инициативы по безопасности в борьбе с распространением (Proliferation Security Initiative), к которой они три года назад "подключили" 70 стран. Это дало бы возможность осуществлять инспекцию грузов, отправляемых по морю из Северной Кореи, или доставляемых в страну. Китай считает, что такая практика противоречит международному праву. Он настоял на более расплывчатой формулировке. Китай не будет участвовать в этих операциях и не согласится на то, чтобы они проводились в международных водах.

Несмотря на то что осуществленное в понедельник испытание очень обидело КНР, Китай фактически продолжает защищать маленького соседа, с которым он имеет границу протяженностью в 1400 км. На этой границе Пекин будет сам решать, что пропускать, а что не пропускать. Китайцы не хотят катастрофического крушения режима Кима. Они придерживаются позиции, которую Франсуа Мориак описал применительно к Германии: они так любят Корею, что предпочитают иметь их целых две, создавая извечную проблему для американской гегемонии в Тихоокеанском регионе.

Северокорейская и иранская головоломки содержат в себе урок и более общего плана. Преимущественно односторонние действия США в Афганистане и Ираке ослабили американскую позицию. У сверхдержавы осталось не так много когтей. Те, кто вступает с Америкой в ограниченное сотрудничество (Китай и Россия), как и те, кто бросает ей вызов, уже ее не опасаются. Угроза применения силы уже не имеет смысла: она себя исчерпала.

И республиканская администрация вынуждена заново открывать для себя преимущества "soft power". Кондолиза Райс снова едет в Азию. А Джордж Буш скоро будет в Ханое.

Источник: Le Temps


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru