Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 октября 2007 г.

Обзор прессы | InoPressa: тема дня

"Крепкий орешек" Путин не боится иранских бомб

Интерес международных СМИ к поездке российского президента в Тегеран для участия в саммите Прикаспийских государств и обсуждения с Ахмадинежадом непростой темы иранской ядерной программы дополнительно подогрет сообщениями о возможном покушении на Путина.

Британская The Times сообщает, что за несколько часов до совместной пресс-конференции Путина и бундесканцлера Ангелы Меркель кремлевские чиновники в Иране и Германии начали распространять информацию о том, что визит их шефа в Тегеран стоит под вопросом, поскольку существует угроза покушения на Путина.

Сложно себе представить, пишет Тони Хэлпин, чтобы российский президент все бросил и сбежал в Москву, получив известие, что смертники, вооруженные бомбами, собираются взорвать его в Тегеране. На пресс-конференции Путин вполне уверенным и спокойным голосом отмел сообщения об опасности и подтвердил, что вечером вылетает в Тегеран. Как он выразился: "Если бы я все время слушал угрозы и рекомендации моей службы безопасности, я бы из дома не выходил. Они должны делать свое дело, а мы с госпожой Меркель - свое".

Это был единственно возможный ответ, особенно для лидера, чей имидж основан на жестком подавлении чеченских сепаратистов. Но возникает вопрос, зачем Кремль оставил эту историю с заговором окутанной тайной и полной недомолвок?

Американская The Washington Post также замечает: "Путин отправится в Иран, невзирая на сообщения о покушении". Иран не воспринял сообщение о покушении всерьез, пишет издание, охарактеризовав его как элемент "психологической войны", осуществляемой врагами Тегерана (по-видимому, подразумевались западные державы) для подрыва российско-иранских отношений.

В Москве это сообщение - основанное на словах анонимного источника в спецслужбах, но подтвержденное Кремлем - заинтриговало обозревателей, однако больше внимание они уделили скорее тому имиджу Путина, которое оно создает в сложный политический период, чем самой предполагаемой угрозе. Эта драматичная история, по-видимому, будет способствовать усилению чувства неуверенности у россиян при мысли о возможном исчезновении Путина и тем самым повысит их психологическую зависимость от него, - утверждает, например, Николай Злобин, директор Российско-Евразийского проекта в вашингтонском World Security Institute.

Кремлевский лидер, которому сейчас 55 лет, культивирует имидж "крутого парня". Чтобы донести свою мысль до аудитории, он часто использует в публичных выступлениях словечки из солдатского жаргона, о его успехах в дзюдо хорошо известно, а нынешним летом на охоте в Сибири он сфотографировался, гордо демонстрируя обнаженный мускулистый торс.

Далее автор статьи переходит к существу задач, стоящих в ходе визита. Путин, на заседаниях группы из шести мировых держав сопротивляющийся нажиму Запада, который требует более жестких санкций по отношению к Ирану, сказал, что терпение и переговоры - лучшие способы ведения дел с Исламской Республикой, а попытки запугать Тегеран - "бесперспективное дело". "Если у нас есть возможность поддерживать эти прямые контакты, то мы будем это делать, рассчитывая на позитивный совместный, подчеркну, результат", - сказал он.

Более жесткую линию проводила Меркель, заявившая, что ООН должна наложить новые санкции на Иран, если он не выполнит требования приостановить обогащение урана, которое, как подозревают западные державы, камуфлирует работы по созданию атомной бомбы. Иран отрицает, что претендует на владение ядерным оружием.

Хотя Соединенные Штаты стремятся к более жесткому курсу в отношении Ирана и питают намного больше подозрений к устремлениям Тегерана в ядерной сфере, чем Россия, Вашингтон неоднократно высоко оценивал свое сотрудничество с Москвой в рамках "шестерки", которая разбирает вопрос о ядерном досье Ирана.

В свою очередь, Путин пообещал во время визита придерживаться выработанного группой шести курса по отношению к Ирану - поощрять Тегеран к сотрудничеству с инспекторами МАГАТЭ, дабы он доказал, что его ядерная программа преследует исключительно мирные цели.

В комментарии британской Financial Times "Москва предупреждает Запад о недопустимости "запугивания" Ирана" Нил Бакли приводит слова Путина, сказанные на совместной пресс-конференции с Ангелой Меркель в немецком Висбадене: "Пугать кого-то - иранское руководство или иранский народ - бесперспективное дело. Им не страшно, поверьте мне". Запад будет внимательно следить за встречами Путина с президентом Махмудом Ахмадинежадом, чтобы понять, насколько жестко он оказывает давление на Иран с тем, чтобы тот выполнил требования СБ ООН остановить программу обогащения урана.

Россия неохотно подписала две резолюции ООН о введении санкций в связи с отказом Тегерана остановить обогащение, однако сопротивляется усилиям, которые возглавляют США, по введению еще более жестких санкций. Некоторые американские политики и обозреватели обвинили Москву в сознательных попытках осадить Вашингтон и уберечь свои прибыльные коммерческие отношения с Ираном. Однако интервью с российскими чиновниками и экспертами по внешней политике вскрывают скорее взвешенную позицию, чем импульсивное желание насолить США, указывает Ник Бакли. Чиновники настаивают, что Россия имеет еще больше стимулов, чем Запад, добиваться безъядерного статуса соседнего Ирана. Было бы особенно опасно, полагают российские чиновники, довести санкции до той точки, при которой Иран станет государством-изгоем наподобие Северной Кореи. Чувствуя себя загнанным в угол, Тегеран может выйти из Договора о ядерном нераспространении и в полном масштабе заняться созданием бомбы.

Россия в свое время предложила Ирану построить совместное предприятие на российской территории, обеспечивающее топливом иранскую ядерную программу, напоминает журналист, и была возмущена отказом Тегерана. Между тем Мухаммед аль-Барадеи, генеральный директор МАГАТЭ, скоро представит доклад о том, проясняет ли Иран вопросы о своей ядерной деятельности в прошлом. Дипломаты отмечают, что тогда Москве нужно будет решить, насколько жесткой она хочет быть, заключает обозреватель FT.

Немецкая Handelsblatt, подводя итог консультаций на высшем уровне между Германией и Россией, пишет: канцлеру ФРГ Ангеле Меркель не удалось убедить российского президента Владимира Путина в целесообразности единого подхода в ядерном споре. Если Тегеран не выполнит своих обязательств, то речь, безусловно, зайдет о новом витке санкций, заявила в Висбадене Ангела Меркель. Путин же, напротив, отклонил всякие попытки оказания давления на Тегеран: по словам российского президента, необходимо "набраться терпения" и "вести диалог" с иранским народом.

Министры иностранных дел стран ЕС договорились в Люксембурге о параллельных шагах. В то время как верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики Хавьер Солана планирует переговоры с секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани, 27 стран Евросоюза готовят проект новых, более жестких санкций, сообщает издание.

La Stampa указывает, что вчера газета Iran News продемонстрировала нервозность иранских властей в отношении Кремля: обязательства Москвы "не стоят даже бумаги, на которой они написаны". "Российский лидер может передать Исламской Республике окончательный ультиматум Запада", - пишет газета. Однако Путин, вероятнее всего, не станет выступать в роли рупора Запада, полагает итальянское издание, хотя однозначно выскажется по поводу последствий нового отказа иранской стороны прекратить обогащение урана.

La Stampa указывает также, что Италия и Германия являются странами, которые уже применяют санкции, приняв такие решения после "тщательного обсуждения", в то время как другие страны, по словам главы внешнеполитического ведомства этой страны, "много говорят, но продолжают осуществлять деловые контакты" с Ираном.

Испанская El Pais также обратила внимание на суждение газеты Iran Daily. Вне рамок официальной риторики иранцы русским не доверяют. "Аналитики убеждены, что Путин хочет использовать Иран как инструмент в своих переговорах с Западом", - писала в воскресенье Iran Daily. По мнению этого умеренного издания, весьма вероятно, что после недавних встреч с лидерами Франции и Германии, госсекретарем и министром обороны США российский лидер "привезет в Исламскую республику ультиматум".

Если Путин пообещает ускорить завершение проекта в Бушере, правительство Ахмадинежада почувствует, что его амбиции нашли поддержку, пишет El Pais. Однако отношения отмечены взаимным недоверием. Хотя российский лидер заверяет Запад, что у него нет доказательств стремления Ирана производить ядерное оружие, он сам потребовал в свое время, чтобы Иран возвращал в Россию использованное ядерное топливо во избежание возможной утечки.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru