Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 сентября 2004 г.

К. Джей Чиверс | The New York Times

Россия говорит о неэффективности системы безопасности после взрыва двух самолетов

Прежде всего из-за плохой работы милиции, но отчасти и с помощью взяток двум чеченкам, убившим себя и еще 88 человек, взорвав в августе два пассажирских самолета, удалось пройти многоступенчатую систему безопасности аэропорта даже после того, как их идентифицировали как потенциальных террористок, заявил в среду главный прокурор России.

Новые подробности о самом страшном теракте против российской авиационной промышленности, которые стали известны в среду, высветили слабые стороны страны, пытающейся защититься от нарастающего терроризма.

Генеральный прокурор Владимир Устинов заявил журналистам российских СМИ, что двух женщин задержали в аэропорту незадолго до посадки, но затем отпустили. Одна из них дала взятку ради того, чтобы попасть в самолет, который она затем уничтожила. По словам Устинова, чтобы оказаться на борту Ту-154 авиакомпании "Сибирь", где находилось еще 45 человек, с билетом на следующий день, ей пришлось выложить сумму, эквивалентную 34 долларам.

Как сообщил Устинов, в ходе расследования взрывов "установлено, что сотрудник авиакомпании "Сибирь", отвечавший за регистрацию и посадку пассажиров, разрешил одной из террористок сесть в самолет в нарушение всех правил и за взятку". Коррупция в постсоветской России приобрела характер эпидемии и пронизывает практически все сферы жизни. По оценкам авторов опубликованного на прошлой неделе доклада аналитической службы журнала The Economist, в 2001 сумма данных в России взяток была эквивалентна 4% валового внутреннего продукта страны.

Сообщение о том, что взятка могла привести к катастрофе пассажирского самолета, было встречено с печальной покорностью и беспокойством по поводу того, способна ли Россия защитить себя от врага, что за определенную сумму можно пробить брешь в стене российской безопасности.

"Я скажу то, что пугает меня как российскую гражданку и мать, но я всегда думала, что подобное может произойти, - заявила Елена Панфилова, директор московского бюро Transparency International, международной некоммерческой организации, ведущей борьбу с коррупцией. - Никто публично не связывает проблему коррупции с безопасностью".

Самолет авиакомпании "Сибирь", выполнявший рейс 1047, и самолет компании "Волга АвиаЭкспресс", выполнявший рейс 1303, исчезли с экранов радаров почти одновременно, вылетев 24 августа их самого современного московского аэропорта. Катастрофа ознаменовала начало серии терактов, в результате которых погибли сотни россиян.

Третья женщина взорвала себя 31 августа у станции московского метро, убив не менее 10 человек. А 1 сентября исламские боевики в масках захватили школу и более 1,2 тыс. заложников в Северной Осетии. Осада завершилась через два дня битвой, в которой погибло не менее 339 человек, более половины из них - дети.

Устинов сообщил в среду новые подробности в интервью для агентства "Интерфакс" и "Российской газеты". Вечером в среду его учреждение не отвечало на телефонные звонки.

Высказывания прокурора, доступные в неполной версии, не дают ответов на вопросы, но являются наиболее полным отчетом о том, что предшествовало взрывам. По официальной версии, теракты осуществили 40-летняя Сацита Джбирханова и 26-летняя Аманат Нагаева, по-видимому, в отместку за страдания, связанные с чеченской войной.

По словам Устинова, они прибыли из соседнего с Чечней Дагестана в международный аэропорт Домодедово в 7:45 в сопровождении еще двух чеченцев.

Их быстро остановили. "Милиционеры заметили их, изъяли у них паспорта и сдали их капитану милиции, отвечающему за антитеррористические операции, чтобы он просмотрел их багаж и проверил этих людей на причастность к терроризму, - сообщил Устинов. - Капитан отпустил их без каких-либо проверок, и они начали пытаться купить билеты в том же здании".

Затем, сказал он, женщины прибегли к помощи Артема Арутюнова, по-видимому, спекулирующего билетами, который взял с одной женщины сумму, эквивалентную 68 долларам, а с другой - 103 долларам.

За две минуты до окончания регистрации на рейс 1047 Арутюнов вручил 1 тыс. рублей (34 доллара) и билет на следующий день на имя Джбирхановой сотруднику авиакомпании "Сибирь", сотрудник написал на билете "допустить на рейс 1047" и позволил Джбирхановой сесть в самолет, заявил Устинов.

Около 11 вечера самолет, летевший в Сочи, взорвался, обломки и багаж разлетелись на много миль. Второй самолет, где находилась Нагаева, взорвался во время полета по другому маршруту. Все, кто находился в самолетах, погибли. По словам Устинова, сотрудник авиакомпании "Сибирь" и Арутюнов арестованы.

Устинов не высказал предположений, что сотрудник авиакомпании, получивший взятку, понимал, что Джбирханова планирует совершить теракт. Он не сказал и о том, как женщине удалось пройти проверку багажа. Пресс-секретарь аэропорта, отвечающего за проверку багажа, от комментариев отказался.

Пресс-секретарь авиакомпании "Сибирь" Илья Новохатский заявил, что дело против сотрудника, взявшего 34 доллара, раздуто и отвлекает внимание от другого аспекта. "Задача сотрудников авиакомпании помогать пассажирам, в том числе меняя время вылета, - сказал он. - Проверка - это задача службы безопасности аэропорта. За это платят авиакомпании, но работу выполняет аэропорт. Сотрудники авиакомпании не имеют права досматривать багаж".

Устинов не объяснил, как Нагаева села в самолет, который она, по словам властей, затем уничтожила. Он не пояснил, какую роль играли и где в настоящее время находятся двое чеченцев, сопровождавших женщин в аэропорт, и почему капитан милиции отпустил женщин.

В России огромный аппарат безопасности, а задача войск, развернутых в Чечне, заключается не только в борьбе с чеченским сепаратизмом, но и в сдерживании террористов, пытающихся выйти из зоны боев. Но, по мнению военных аналитиков, низкий уровень профессионализма и коррупция делают их менее эффективными, чем можно предположить, судя по численности.

По словам Панфиловой, она обеспокоена тем, что даже сообщение о взяточничестве при теракте, мало повлияет на здешнюю коррупцию, поскольку в России взятки остаются неотъемлемой частью повседневной жизни. Взрывное устройство, сказала она, и дальше будет легко доставить куда нужно.

"Пойдите завтра на вокзал и скажите проводнику: "У меня небольшая посылочка, это учебники, мой племянник заберет их на следующей станции". Предложите деньги, и восемь проводников из десяти возьмут пакет".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru