17 апреля 2003 г.

Анна Фрегонара | La Stampa

Новый метод борьбы со склерозом

Итальянские исследователи разработали новый метод лечения множественного склероза путем инъекции штаммовых клеток в мозг

У пятидесяти тысяч итальянцев, страдающих множественным склерозом и живущих из-за этого как между молотом и наковальней, в постоянном страхе перед обострением болезни, появилась надежда на выздоровление, хотя и в долгосрочной перспективе. Группа исследователей из клиники Сан Раффаэле в Милане доказала, что инъекция взрослых штаммовых клеток в цереброспинальную жидкость или в кровь может восстанавливать миелин, который образует оболочку нервных окончаний и без которого мозг не может нормально функционировать.

Ученые поставили себе цель разработать метод восстановительного лечения для пациентов в продвинутой стадии болезни как дополнение к уже существующим препаратам, которые хотя и помогают предотвратить развитие болезни, но не способны устранить уже произошедшие повреждения. Однако для завершения всех экспериментов понадобится не менее пяти лет.

Открытие, сделанное исследователями Отделения нейроиммунологии под руководством Джанвито Мартино в сотрудничестве с Отделом нервных штаммовых клеток, возглавляемым Анджело Вескови, будет опубликовано в международном научном журнале Nature. Кстати, в редакторской статье, посвященной данному открытию, подчеркивается исключительная его важность.

Каждый год в Италии регистрируются 1800 новых случаев заболевания множественным склерозом. Особенно ему подвержены женщины. Болезнь проявляется между 20 и 40 годами, а большинство заболевших имеют возраст 25-30 лет. Ежегодно государство тратит на каждого больного около 30-50 тысяч евро.

Множественный склероз - это болезнь центральной нервной системы, которая приводит, по неизвестным до сих пор причинам, к разрушению миелиновой оболочки, покрывающей нервные окончания и позволяющей им быстро передавать электрические импульсы в мозг. У больных образуются, как объяснил нейроиммунолог Джанвито Мартино, "рубцы, так называемые бляшки, которые блокируют окружающие нейроны, вызывая тем самым серьезные психофизические нарушения. Задача, которую предстоит решить, состоит в том, чтобы найти способ восстановления миелина. Именно поэтому три года назад мы обратили внимание на взрослые штаммовые клетки мозга - неиссякаемый источник практически любых клеток, которые можно выращивать в пробирке, программировать, чтобы они стали такими, как нам нужно, и затем пересаживать. Мы взяли эти клетки из мозга больных мышей, размножили их, но не запрограммировали. После этого мы ввели их как внутривенным, так и внутримозговым способом. В обоих случаях клетки через 30 дней достигли поврежденного места".

Эти чудо-клетки достигают поврежденного места благодаря присутствию на их поверхности специальных сенсоров, способных самостоятельно распознавать повреждения. К тому же они не только восстанавливают миелин, но и улучшают способность больной ткани к самовосстановлению. Результат: после инъекции 30 процентов мышей выздоровели, а состояние 70 процентов улучшилось.

Это "беспрецедентное открытие находится, однако, в экспериментальной фазе", предупреждают ученые, которые рекомендуют больным "продолжать лечение у своего лечащего врача" в ожидании, пока результаты открытия, полученные на грызунах, смогут быть подтверждены сначала на обезьянах, а затем и на человеке. В последнем случае, уточняют исследователи, "брать взрослые нервные клетки у человека рискованно и к тому же не гарантирован такой же результат, как тот, что был получен на мышах, поэтому мы будет использовать клетки человеческого плода, получаемые при абортах". Остается только ждать.

Источник: La Stampa