Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
17 апреля 2008 г.

Маша Левинсон | Le Temps

Будущая роль Владимира Путина

Бывший директор российского бюро Всемирного экономического форума подозревает, что уходящий российский президент использует "Единую Россию", чтобы взять законодательную власть под полный контроль

Владимир Путин согласился возглавить самую большую российскую политическую партию "Единая Россия". На парламентских выборах 2007 года эта партия получила 64% голосов и подавляющее число мест в парламенте. Возможно, этот новый титул уходящего президента даст нам ответ на вопрос, не дающий покоя специалистам по российской политике - о будущей роли Путина?

Уже известно, что на следующий день после инаугурации нового президента Дмитрия Медведева, 8 мая, он предложит кандидатуру Путина на пост премьер-министра. Несмотря на очевидную перемену ролей, многие комментаторы убеждены, что истинная власть останется в руках Путина. Но каким образом? Какие инструменты реализации этой власти есть у бывшего президента?

Этот вопрос встает как в России, так и за рубежом. Пока ответы либо туманные, либо откровенно надуманные. Говорят о разделении власти между двумя политиками, ссылаясь на традицию, олицетворением которой является национальный символ - двуглавый орел. Но этот сценарий вряд ли состоятелен, потому что по конституции президент явно сильнее. Он назначает премьер-министра и может отправить его в отставку. Путину, чтобы сохранить доминирующую позицию, придется изменить конституцию, предоставив большие полномочия премьер-министру и сократив полномочия президента. Но даже если бы это было возможно, такой подход был бы расценен как неуместная манипуляция.

По другим слухам, Медведев не рассчитывает долго пробыть президентом, он оставит свой пост, расчистив путь для нового избрания Путина. Еще одна гипотеза, кажущаяся маловероятной.

Но вот появляется оптимальное решение - Путин возглавляет доминирующую в Думе партию. На этом посту он может контролировать законодательную власть, а так как именно Дума утверждает назначение и отставку премьер-министра, Путин одновременно контролирует и свою собственную позицию.

Такая рокировка подразумевает множество возможностей, но прежде Путину придется сделать из "Единой России" настоящую партию.

С крахом коммунизма понятие политической партии претерпело непростые испытания. В советский период Коммунистическая партия доминировала в политической жизни. Ее глава - первый секретарь - часто был более могущественным, чем премьер-министр или президент, если только обе эти должности не занимал один и тот же человек. Последний лидер Советского Союза Михаил Горбачев пришел к власти как лидер партии, а президентом стал гораздо позже. То же самое происходило с некоторыми из его предшественников. Власть принадлежала партии. Но партия лишилась всего в момент создания Российской Федерации и даже на непродолжительное время была запрещена Борисом Ельциным. За годы утратившая свои позиции Коммунистическая партия под руководством Геннадия Зюганова сейчас занимает место миноритарной оппозиции, получив на последних парламентских выборах 11-12% голосов.

Другие партии, как либеральные, так и националистические, тоже получали места в Думе, в основном в эпоху Ельцина, но повышение барьера прохождения в парламент уничтожило их шансы, и ни одна из них больше не получила требуемое число голосов. Прежде только половина депутатов избиралась по партийным спискам, другая половина - по индивидуальным.

Только в 2001 году Путин выступил за создание последней версии партии власти, объединив несколько мелких. Названная "Единой Россией" формация служила передаточным звеном для президента, который так и не вступил в нее.

Не имеющая четкой политической программы "Единая Россия" одобряет инициативы и политику президента. В декабре 2007 года Путин был вынужден согласиться поставить свое имя во главе списка партии, чтобы увеличить ее шансы на выборах. И вот теперь в мае он возьмет партию в свои руки, несмотря на то, что все еще не является ее членом.

Так зачем же такому сильному президенту вставать во главе такой слабой партии? Только чтобы влиять на решения Думы? Или, может, он стремится оживить партию и превратить ее в свой инструмент власти? Сможет ли он сделать из нее сильную партию, обладающую такой же - если не большей - властью, что и президент?

Источник: Le Temps


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru