Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
17 февраля 2006 г.

Карло Бонини | La Repubblica

"Слишком много секретов на Гуантанамо, необходимо расследование"

Адвокат Юджин Файделл, президент Национального института военной юстиции, один из самых авторитетных правоведов в Америке, специализирующихся на военном праве. В последние четыре года он занимается проблемой Гуантанамо и его заключенных. Он прекрасно знаком с этой заморской военной тюрьмой и с порядками, которые там царят. Он смог оценить масштабы психологического и физического насилия в Camp Delta в качестве адвоката Джеймса Йи, мусульманского священника американской армии, направленного в Гуантанамо в качестве духовного наставника заключенных. Но покинул он эту тюрьму уже в кандалах и оранжевой робе, несправедливо обвиненный в шпионаже и измене. Файделл сегодня говорит: "Настало время навсегда закрыть эту тюрьму".

- Такое же требование содержится и в докладе ООН.

- Конечно. Но я требую этого как американец. И прочитав десятки полученных сегодня утром электронных писем, я поверил, что не являюсь единственным человеком в этой стране, кого глубоко потрясло чтение 54 страниц документа ООН.

- "Старье", говорят в Белом доме.

- Правда? Я, напротив, думаю, что этот доклад вовсе не "валентинка". Это очень серьезный документ. Этот доклад требует создания независимой комиссии по расследованию, которое бы проводилось не военными. Потому что Америка имеет право знать, что произошло за эти четыре года в Гуантанамо и что происходит сейчас. Комиссия должна высказать свое мнение по фактам прозрачно и исчерпывающе. Я скажу больше. В ожидании того, что Гуантанамо закроется, судя по этому докладу, внутри тюрьмы как можно быстрее должен быть обеспечен мониторинг условий содержания заключенных. Я думаю о своего рода омбудсмене, гражданском защитнике, который бы не носил форму военнослужащего армии США. Это может быть бывший член Апелляционного или Федерального суда.

- Администрация делает замечание по поводу достоверности фактов, изложенных в докладе Объединенных Наций: отказ наблюдателей посещать тюрьму до того, как они изложат свои выводы в финальном документе.

- Шокирующее замечание. Я нахожу разумным, что авторы доклада отказались принять в качестве условия визита запрет на прямые контакты с заключенными. Вместо того чтобы налагать запреты, думаю, администрации необходимо объясниться. По вопросу о том, что происходит в этой тюрьме, а также о том, чем завершились процессы над американским военным персоналом в Гуантанамо, допускавшим издевательства над заключенными.

- Такие процессы действительно проводятся?

- Достоверные источники сообщают, что таких процессов много. К сожалению, никому не известно, какими приговорами завершились эти суды и сколько их было. Не известны обстоятельства, приведшие к этим судебным разбирательствам. Ничего неизвестно. Я подчеркиваю, это замалчивание тем более недопустимо сегодня, в тот момент, когда ООН использует такой точный термин, как "пытка".

- В докладе ООН говорится также и о том, что не существует никакой реальной законодательной базы, которая бы позволяла Соединенным Штатам иметь такую тюрьму, оправдывать ее "исключительность".

- Несомненно. И это значит, что сегодня в Гуантанамо отсутствуют процедуры, способные гарантировать соблюдение, пусть даже частичное, принципов habeas corpus (историческое название английского закона 1679 года, запрещающего задержание без судебного ордера на арест и гарантирующего, что каждое дело будет заслушано соответствующим судом. - Прим. ред.) заключенных. И это возвращает нас к основному вопросу, поднятому в докладе: действительно ли Америка нуждается в Гуантанамо? Имеет ли смысл сохранять эту тюрьму? Ответ может быть очевидным для европейцев, но совсем не для американцев.

- Как я понял, вы думаете, что Белый дом будет придерживаться жесткой линии.

- Я не люблю делать прогнозы, хотя нетрудно предположить, что ответ будет отрицательным. Я предпочитаю думать, что этот доклад по Гуантанамо может быть очередным поводом поразмышлять над тем, какой материальный и символический след оставит Гуантанамо в сердцах и умах мусульман, а также у наших европейских друзей. Многие американцы продолжают задаваться вопросом: "Почему они нас ненавидят?" У меня есть вариант подсказки: чтобы найти ответ, достаточно оценить эффект, который произведет в ближайшие дни и недели этот доклад ООН на Ближнем Востоке. И эти 54 страницы стали доступными в самый разгар войны карикатур и спустя 24 часа после появления новых тошнотворных фото из "Абу-Грейб". Все можно сделать, в том числе и сделать вид, что ничего не происходит.

Источник: La Repubblica


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru